Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

НА]. аджъ-пёллъ - отчим [СРС: 20]. ажьхэмь-ённЬхэмь паррьща - сирота (о мальчике) [ПМА: АА], ажьхэмь-ённЬхэмь нийта - сирота (о девочке) [ПМА: АА]. Сирот после смерти родителей берут на воспитание родственники, а за отсутствием их - посторонние, главным образом бездетные [ИвД: 85]. айка струэххъке - преждевременные роды [ПМА: АА]. аллък - сын; пуаррса - старший; кэсск - средний; нура - младший [СРС: 24]. аннЬтэ (валътэ) нэм - назвать именем [ПМА: АА]. Во время крещения, как известно, ребенку давалось имя, которое обычно выбиралось по святцам, то есть ребенка называли именем того святого, на день которого приходилось его рождение или крещение. Одна­ ко, как отмечает Н. Харузин, ссылаясь на свидетельства Самуила Реена, лопари при крещении старались дать своим детям языческие имена, что вызывало сопротивление священников. Поэтому «нередко лопари меняли имена своим детям и давали им вместо имени, данного при крещении, имя умершего родственника». Происходило это тогда, когда ребенок заболе­ вал, и относилось только к мальчикам. Обряд наречения нового имени со­ провождался действиями, подобными при совершении крещения [ХР 1890: 178]. Считалось, что таким образом можно обмануть злого духа, который насылает болезни. По мнению Н. Харузина, «это верование существовало у лопарей задолго до принятия христианства», христианство лишь внесло новый обряд при смене имен - омовение ребенка, чтобы смыть данное омовением же христианское имя. Смену имен подтверждают также Ге- авьтма паррьн - первенец (девочка или мальчик) [ПМА: АА ; ММ ; 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz