Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
НА]. аджъ-пёллъ - отчим [СРС: 20]. ажьхэмь-ённЬхэмь паррьща - сирота (о мальчике) [ПМА: АА], ажьхэмь-ённЬхэмь нийта - сирота (о девочке) [ПМА: АА]. Сирот после смерти родителей берут на воспитание родственники, а за отсутствием их - посторонние, главным образом бездетные [ИвД: 85]. айка струэххъке - преждевременные роды [ПМА: АА]. аллък - сын; пуаррса - старший; кэсск - средний; нура - младший [СРС: 24]. аннЬтэ (валътэ) нэм - назвать именем [ПМА: АА]. Во время крещения, как известно, ребенку давалось имя, которое обычно выбиралось по святцам, то есть ребенка называли именем того святого, на день которого приходилось его рождение или крещение. Одна ко, как отмечает Н. Харузин, ссылаясь на свидетельства Самуила Реена, лопари при крещении старались дать своим детям языческие имена, что вызывало сопротивление священников. Поэтому «нередко лопари меняли имена своим детям и давали им вместо имени, данного при крещении, имя умершего родственника». Происходило это тогда, когда ребенок заболе вал, и относилось только к мальчикам. Обряд наречения нового имени со провождался действиями, подобными при совершении крещения [ХР 1890: 178]. Считалось, что таким образом можно обмануть злого духа, который насылает болезни. По мнению Н. Харузина, «это верование существовало у лопарей задолго до принятия христианства», христианство лишь внесло новый обряд при смене имен - омовение ребенка, чтобы смыть данное омовением же христианское имя. Смену имен подтверждают также Ге- авьтма паррьн - первенец (девочка или мальчик) [ПМА: АА ; ММ ; 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz