Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
изнесенная таким образом. И поймет ли ее Бог? [Нем-Данч 1902: 73]. Ло пари до того религиозны, что высших начальников считают и духовными лицами. Губернатор называется большим попом, исправник - малым по пом; царь, по их понятию, всегда возседает на алтаре, на престоле, и тво рит там чудеса [Там же: 75]. Все Лопари, России подданные, суть христи- яне одной с нами веры, к которой многие из них прилеплены весьма усердно, хотя во всей Лапландии одна только церковь находится. Многие из них по большим праздникам приходят в Колу единственно для того, чтоб слушать Божию службу. Усердие их к вере очень видно из того, что как 1 числа Августа исполнено было на устье реки Колы водосвящение, то бывшие при том Лопари в одежде бросились в воду, и окунывались в ней из уважения к освященной сей стихии [ОЗР: 62-63]. Христианство не вы теснило у саамов их древнейших религиозных воззрений; оно было вос принято внешне как одно из средств магического воздействия на природу. Например, кильдинские саамы с большой охотой служили молебен на то нях с помощью попа и «святили» воду перед началом лова, часто было - от этого вынуждены отказываться, не сторговавшись в цене. Считая себя за истинных христиан, нося крест и строго соблюдая посты < ...> они пре красно знают, что их крестил препод. Трифон, дал им посты, праздники, но далее исполнения этих постов и чествования праздников они не идут: ис полнение обязанностей христианина следовательно чисто внеш нее. Бу дучи христианином, редкий из них знает, кто был Иисус Христос [ЯЩН: 23]. Нынешние лопари все христиане, но они более какого-либо другого «двоеверного» народа под наносною поверхностью христианских имен и представлений сохраняют целый глубокий слой языческого миросозерца н и я . [СВл: 23-24]. Леопольд Бух, посетивший Лапландию в первом деся тилетии текущего столетия, замечает, что Лопарей считают хорошими христианами оттого, что они часто являются в церковь для причащения; но они исполняют это лишь потому, что считают причастие неким волшеб ным средством, которое внешним образом предохраняет их от действия злых духов. Любопытно, что спасательную силу этого магического сред ства Лопари применяют не только к себе самим, но и к своим оленям, для чего добывают обманным образом освященные дары к себе на дом [СВл: 26]. Следует заметить, что лопари вообще религиозны, - они охотно посе щают богослужения, аккуратно исполняют христианский долг исповеди и св. Причащения, любят ставить пред иконами в храме свечи, а в домах в 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz