Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

изнесенная таким образом. И поймет ли ее Бог? [Нем-Данч 1902: 73]. Ло­ пари до того религиозны, что высших начальников считают и духовными лицами. Губернатор называется большим попом, исправник - малым по­ пом; царь, по их понятию, всегда возседает на алтаре, на престоле, и тво­ рит там чудеса [Там же: 75]. Все Лопари, России подданные, суть христи- яне одной с нами веры, к которой многие из них прилеплены весьма усердно, хотя во всей Лапландии одна только церковь находится. Многие из них по большим праздникам приходят в Колу единственно для того, чтоб слушать Божию службу. Усердие их к вере очень видно из того, что как 1 числа Августа исполнено было на устье реки Колы водосвящение, то бывшие при том Лопари в одежде бросились в воду, и окунывались в ней из уважения к освященной сей стихии [ОЗР: 62-63]. Христианство не вы­ теснило у саамов их древнейших религиозных воззрений; оно было вос­ принято внешне как одно из средств магического воздействия на природу. Например, кильдинские саамы с большой охотой служили молебен на то­ нях с помощью попа и «святили» воду перед началом лова, часто было - от этого вынуждены отказываться, не сторговавшись в цене. Считая себя за истинных христиан, нося крест и строго соблюдая посты < ...> они пре­ красно знают, что их крестил препод. Трифон, дал им посты, праздники, но далее исполнения этих постов и чествования праздников они не идут: ис­ полнение обязанностей христианина следовательно чисто внеш нее. Бу­ дучи христианином, редкий из них знает, кто был Иисус Христос [ЯЩН: 23]. Нынешние лопари все христиане, но они более какого-либо другого «двоеверного» народа под наносною поверхностью христианских имен и представлений сохраняют целый глубокий слой языческого миросозерца­ н и я . [СВл: 23-24]. Леопольд Бух, посетивший Лапландию в первом деся­ тилетии текущего столетия, замечает, что Лопарей считают хорошими христианами оттого, что они часто являются в церковь для причащения; но они исполняют это лишь потому, что считают причастие неким волшеб­ ным средством, которое внешним образом предохраняет их от действия злых духов. Любопытно, что спасательную силу этого магического сред­ ства Лопари применяют не только к себе самим, но и к своим оленям, для чего добывают обманным образом освященные дары к себе на дом [СВл: 26]. Следует заметить, что лопари вообще религиозны, - они охотно посе­ щают богослужения, аккуратно исполняют христианский долг исповеди и св. Причащения, любят ставить пред иконами в храме свечи, а в домах в 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz