Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Осподт - Господь [ПМА: АА]. « - Господь с ними. Их Бог покарает! - И утешаясь этим, махнет ру­ кою на все разоренный лопарь» [Нем-Данч 1877: 306]. пазъхе - поститься [ПМА: АА]. Пассъ вирр - святая вера (православная, религиозная) [ПМА: АА]. Лопари в высшей степени религиозны, хотя и до сих пор они, ис­ ключая мурманских, не вполне освоились с христианством. С истинами последнего они мешают свои суеверия - последние обломки уже исчез­ нувшего культа. Почти каждое, выходящее из ряду событие, они сопро­ вождают странными обрядами, имеющими по их понятию глубокое значе­ ние и смысл [Нем-Данч 1877: 493]. « - Благослови Господи! встретили нас в соседней веже, куда мы зашли из пустой. - Садитесь, гости б у д е т е .» ; «Так... что ж посмотри, дело Божье...» [Там же: 277]. « - Спишь ты, божий человек? - смотрю, под карбас заглядывает лопарь» [Там же: 295]. «.Б ольш ая промеж нас ныне смута идет. И такая смута, что нет нам по­ коя. Кто окрещен, думает что не по настоящему, кто обвенчан, тоже со­ мневается - так ли, в правиле ли дело... - А что?... - Поп вишь у нас - косноязычный. В молитвах, да при таинствах чи­ тает имена так, что и не разберешь. Как Господь теперь?.. Даст ли силу та­ кой молитве, ведь имен то не разберешь за кого и что не поймешь?.. В силе ли это, или нам опять нужно хорошего попа просить да перевенчаться всем? Ведь и ангелы тоже слышут, что молятся, а за кого? - Ну, и спасибо тебе, а то у меня вон двое детей окрещены, перекре­ щивать пришлось бы - неладно. Мы любим, чтобы по настоящему, по за­ кону Христову» [Там же: 308]. Лопари вообще религиозны. Относясь с ве­ личайшим уважением к священникам, они со строгою точностью испол­ няют все религиозные обряды. В делах церкви они очень требовательны. Был к ним прислан из Архангельска священник косноязычный. Лопари всполошились. Как служить молебны или панихиды, ежели так нреразбор- чиво произносит имена? Как святые различать, о ком он просит? Другой заикался, и лопари серьезно спрашивали меня: имеет ли силу служба, про­ 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz