Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

селее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вихрем несешься в своей кережке, запряженной четверкою сильных рослых бы- ков-оленей, в свою тупу, к своей семье, где находишь у разведенного кост­ ра испеченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу привольную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа - лучше всякаго каменного дома» [Энгельгардт 1897: 66]. Наконец, можно встретить и совершенно противоположную оценку культуры коренного народа Севера: «С точки зрения практической, могу смело заявить, что присутствие лопарей на Севере крайне необходимо. Необходимо потому, что мы, европейцы, заселяя Север, должны еще мно­ гому учиться у лопарей, как жить на Севере и применяться к его суровой природе. С нашею европейскою обстановкою мы можем жить только у моря, в городах, но лишь только пожелаем уйти в глубь страны, необходи­ мо должны обратиться в лопаря, одеть его превосходную, самую практич­ ную для Севера одежду и учиться у него приемам оленеводства, которое надолго, если не навсегда, останется самым существенным для Севера во­ просом в смысле путей сообщения. Ни конные пути, ни железные дороги не могут соперничать с путями оленьими» [Островский 1889: 17]. Замечания о мировоззрении лопарей, их жизненных ценностях со­ держатся в путевых записках ученого-практика А.П. Энгельгардта: «Из­ давна вольный сын широкой бесконечной тундры, лопарь любит эту тунд­ ру и свободную кочевую ж и зн ь . Вообще лопарь ясно высказывает, что его жизнь не в пример для него приятнее и лучше, чем жизнь городских жителей». Размышляя о том, что лопарь никогда не променяет свой образ жизни на цивилизованный городской, Энгельгардт приходит к важному выводу: «Вряд ли они будут счастливее при той опеке, которая предлага­ ется в их, будто бы, интересах, для ограждения их от вымирания. И во­ прос еще, не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевре­ менно навязать, лишь способствовать скорейшему их вымиранию» [Эн­ гельгардт 1897: 64-66]. Атрибуция культуры лопарей явилась причиной стереотипов, кото­ рые, в свою очередь, приводили к определенной политике в отношении коренного народа. Цикличная система хозяйства просуществовала у са­ амов в чистом виде до начала XX в. и была разрушена ликвидацией тради­ ционной системы пользования угодьями в 1917 г. и последовавшей вслед за этим коллективизацией [Киселев 2009: 19-20]. Промышленное освоение 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz