Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

В веже имеют так называемое чистое место, где стоит образ и ушат воды. К сему месту не все подходят, а прикасаются только избранные [ОЗР: 80]. В красном углу под иконами сидели вотчим молодой с женой, затем молодые, сваты и сватьи [ЗЛТ 1927: 18]. В переднем углу (в тупе - Б.В.) - иконы, медные складни и лубочныя картины [Нем-Данч 1902: 64]. Часовни крыты на два ската досками или дерном. Внутри вся передняя стена заставлена иконами, перед ними деревянные подсвечники, лампадки, увешанные птичьими яйцами. Образа украшены лентами, полотенцами, платками, пеленами, мехами и хвостами животных, бусами. Все это жерт­ вуется перед промыслом и после него, в болезнях и несчастиях [Там же: 73]. В вежах лопари, уходя куда-нибудь, непременно оставляют рыбу, не­ много хлеба и соль. Мы часто заходили в пустые вежи, где были тем не менее иконы, утварь, медные котлы [Там же: 98]. Под иконами (образами) перед промыслом рыболовным клали снасти, окуренные ладаном [Нем- Данч 1877: 307]. коавлас - 1. воротник; 2. воротничок [СРС: 113], воротник [ССРРС: 39]. коайей - исповедник [ПМА: АА]. коаййдэдтмушш - покаяние, коаййдэдтэ - каяться, коаййдэттэй - кающийся [ПМА: АА]. коаммрэллмушш - поклонение [ПМА: АА]. коаммрэллэ - кланяться, поклониться [ПМА: АА; ССРРС: 40]. коаммрэллэм пэррт - монастырь [ПМА: АА]. В 1550 г. Св. Трифон основывает монастырь Пресвятые и Живона­ чальные Троицы недалеко от впадения реки Печенги в океан. Этот мона­ стырь по царским грамотам приобретает множество угодий, и некоторая часть Лопарей превращается в монастырских крестьян. Пока был жив пре­ подобный Трифон, Лопари лишь выигрывали от нового положения дел и в 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz