Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

иммель лоаннът зоол. - оляпка (букв. Божья птичка; по саамским по­ верьям, эта птичка принесла богу травинку, с которой пошла земля) [СРС: 91]. Йммель Вуйнас - Божий Дух [ПМА: АА]. Йммель пэррт - церковь, храм [ПМА: АА]. Перед промыслом окуривали ладаном рыболовные снасти, перевязы­ вали их так, чтобы кубас вверх приходился, а поплавок (буй) вниз, и так на целый день клали, где приведется: где есть часовня - в часовню, где цер­ ковь есть - в церковь. А нет ни того, ни другого - под образа... [Нем-Данч 1877: 307]. «Было 19 февраля, - день празднования 50-ти летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. С колокольни разда­ вался звон, призывающий к обедне. Я поспешил в церковь, стоящую поо­ даль от лопарских туп. По своим размерам церковь была настолько мала, что скорее напоминала часовню. В ней было очень холодно, несмотря на то, что она была наполнена молящимися лопарями. На клиросе пели пса­ ломщик с учительницей и им подтягивали школьники-лопарские д е т и . Беседа о значении празднования 19-го февраля предварена была пением м оли твы .» [КЗМ 1912: 10]. «Часто священники на папертях церквей находят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это - приношение на церковь, причем жертвователь пожелал остаться неизвестным. Церкви в Лапландии - места чрезвычайно уважаемые. Лопарь приближается к ним со страхом, говорит вполголоса» [Нем-Данч 1902: 75]. пэррт - жилище, дом [СРС: 280]. Йммъле вйррэй - верующий [ПМА: АА]. й у ук - дух, душа [ПМА: АА]. По представлениям древних лопарей, душа путешествует и видит и слышит во сне. То, что она видит во время путешествия, и есть сон [ХР 1890: 208]. Душа живет у людей в их груди, ближе к левому боку, недалеко 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz