Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Аллъм Цоаррвудт - Царствие Небесное [ПМА: АА]. алъм выгкэй - небесный покровитель [ПМА: АА]. вённъц - рел. венец, вяцццъедтэ - обвенчаться, венчаться [СРС: 41]. вйррэ - доверять, оказывать доверие [СРС: 45], вйррэ - верить, дове рять [ССРРС: 19]. вуййкэссът саррнмушш - откровение [ПМА: АА]. Прямой, откро венный разговор. вуйнасвудт - духовенство [ПМА: АА]. вуэссъвудт - блаженство [ПМА: АА]. вяцццъемушш - венчание [ПМА: АА; ГП; ЕО]. Йммель - Бог [ПМА: АА; ММ; ГП; ЕО]. Что касается Юбмела (Ибмела), то этот высший языческий Бог был постепенно заменен представлениями о христианском Боге и впоследствии под этим именем разумели божество вообще. Новому, христианскому Бо гу, лопари придавали много языческих черт. В финской Лапландии у него была супруга, он любил бывать в определённых местностях, чаще всего возле водоёмов. Юбмелу приписывали потоп [ХР 1890: 195]. Верховным богом у лопарей, как и у всех финских народов, был Юбмель или Ибмель (у финнов он назывался Юмала, у черемисов - Юмо, у эстов - Юммаль); этот бог признавался лопарями за родоначальника всего лопского народа. Он обитал на небе. До сих пор имя этого бога сохранилось в лопарских географических названиях [ДРЛ: 60]. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz