Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

гий, который несётся по небу, давая земле всякого рода жизненные блага. Этот сложный образ ещё недостаточно изучен. Пожилые саамы с большой неохотой рассказывают непосвящённым связанные с ним легенды» [ЧРН 1962: 12]. «Среди авторов, писавших о лопарях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и поклонение ему хранилось в глубокой тайне со времён далёкой древности. В пантеоне лопарских божеств он занимал обособленное положение» [ЧРН 1966: 301]. У В.В. Чарнолуского описана церемония жертвоприношения первого дикого оленя Мяндашу [Там же: 304]. С Мяндашем связана так называемая Лыхте-верра - древний религи­ озный обряд саамов около огромного камня, похожего на голову оленя. В глухом затемненном месте, под одним из навесов камня, приносились жертвы (палъв), совершались жертвенные трапезы в честь божества Мяндаша. Смысл их заключался в приобщении к священному животному - оленю - путем его поедания. После трапезы все косточки собирались и раскладывались на правой половине шкуры убитого оленя. Раскладыва­ лись в строго определенном порядке - точно так, как они расположены в теле живого оленя, в его костяке. Полученный скелет покрывали левой по­ ловиной шкуры. Костяку и шкуре придавали позу живого спящего оленя. Лопари думали, что душа съеденного оленя осталась жива и невредима и опять вернется на землю в своем настоящем виде на благо человеку [ЧРН 1972: 76, 87]. Лыхте-верра - старинный религиозный обряд лопарей, в пе­ реводе это выражение значит «себе вера». «Знать лыхте-верра без того, чтобы тому человеку не было вреда через год, нельзя. Обязательно случит­ ся с ним беда. А если хочешь быть свободным от худа, от обитателей лых- те-места, надо обойти вокруг него и постучать по нему 3 раза. Место это очень страшное: страшно смотреть, сколько там костей, рогов и черепов. Испугаешься, если увидишь. Если ты с худым намерением пришел, то лучше уходи от этого места». Лыхте-верра - старинный религиозный об­ ряд лопарей [ЧРН 1972: 73]. «Мяндаш - охотничье божество саамов- мужчин» [Там же: 113]. mintis - у Семиостровских лопарей мужское боже­ ство. В одном иокангском сказании это существо появляется то как олень- бык, то по сбрасывании рогов превращается в человека и женится на младшей дочери супругов-стариков, тогда как ворон и тюлень женятся на двух старших дочерях [МОКМНВ 3570/5 Л.1]. Meantas-ajk - мать Мяндаша [МОКМНВ 3570/5 Л.1]. Meandas религ. - вожак стада диких оленей (А. Генетц) [ITK: 245]. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz