Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ских саамов в прошлом и настоящем» [БЛШ: 262-268]. Легенда о Мяндаше ведет свое происхождение с тех давних времен, когда охота была основ­ ным источником существования предков лопарей. В.В. Чарнолуский во время своих поездок к лопарям записал несколько вариантов этой легенды, которую в старину, по-видимому, пели в стихах. В своей книге «Легенда об олене-человеке» он сопоставляет собранные им материалы о Мяндаше с изображениями пермского звериного стиля в Прикамье и обнаруживает между ними определенные черты сходства. По его мнению, это свидетель­ ствует о том, что между населением Кольского полуострова и Прикамья в начале нашей эры существовали какие-то связи [ЧРН 1972: 265]. Значение и происхождение слова Мяндаш современные саамы затрудняются объяс­ нить. В.В. Чарнолуский дает такое толкование: «Мяндаш» от слова «мьян- на» - нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце» [ЧРН 1965: 62]. Золоторогому оленю по­ священо много сказаний, некоторые из них можно найти в книгах «Саам­ ские сказки» под ред. Г.М. Керта, «В краю летучего камня» и «Легенда об олене-человеке» В.В. Чарнолуского. С Мяндашем связано много поверий, примет и запретов: «Ему и в глаза-то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься» [ЧРН 1972: 117], «в хирвасном стаде диких оленей не убивать - только одну важенку на прокорм семьи, но не больше того, а на самого хирваса - запрет» [ЧРН 1962: 197], «убить хирваса в хирвасном, т.е. осеннем, стаде - значит оставить стадо его важенок (около 25 голов) не- оплодотворенным» [ЧРН 1965: 135], «олень велит каждый день шкуры по­ стельные перебирать, а если ребёнок родится, смотреть за ним, чтобы не замочил чего в веже: человеческим духом чтобы не пахло» [ЧРН 1962: 203], «охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время, особенно в полночь, о мяндаше - покрови­ теле лопарей» [ЧРН 1965: 135]. В.Чарнолуский пишет о Василии Телыше- ве, в прошлом очень богатом человеке, владельце бесчисленных стад оле­ ней, о котором «слава шла по всему востоку лапландии. Он славился тем, что однажды нарушил запрет: посмотрел в лицо, в самые глаза, мифиче­ ского существа - оленя-человека, оленя с золотыми рогами, Мяндаша. С тех пор он одичал, раздарил оленей, разорился от пьянства и дарений, впал в полное нищенство...» [ЧРН 1972: 15]. «В пантеоне саамских божеств особое место занимает Мяндаш. Мяндаш всё время меняет свой облик - то он человек (под крышей своего дома), то человек-олень, то олень златоро­ 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz