Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

да, то этот истый сын северной тундры рыскает день и ночь, ища себе добычи, ловя оленей, ставя силки и добывая рыбу. Но отойдет скорбный час - и нужда забыта. Лопарь, как и всякий номад, не заботится о буду­ щем и опять ложится до нового черного дня. В кейфе и сне проходят три четверти его жизни. Растительная форма этой последней берет в нем пе­ ревес над жизнью животною и тем более жизнью разумного существа» [Елисеев 1895: 77]. Практичность, целесообразность, необходимые при полукочевом об­ разе жизни: минимальное количество вещей, необходимых для остановок в тундре, для перекочевок - вызывали осуждение и объяснялись нищетой саамов. Пример такой атрибуции встречается даже в труде этнографа к. XIX в. Н.Н. Харузина, на что обратил внимание В.В. Чарнолуский: «В за­ ключение он пишет: «И бьется пока лопарь из всех с и л . пока не придет ему помощь извне, которая укажет ему пути, как освободиться из-под тя­ желой кабалы, не принудит его вести более правильно свои звероловные и рыболовные промыслы, не даст ему возможности покинуть свой полуко­ чевой, вредно отражающийся во всех отношениях на лопаре, быт и перей­ ти к полной оседлости, при которой он лишь может отдохнуть от своих ве­ ковых страданий» [Чарнолуский 2010: 39]. Осуждая неправильное ведение традиционных промыслов - оленеводства, рыболовства и охоты, этногра­ фы не брали во внимание того, что саамы испокон веков выживали именно за счет такого ведения хозяйства. Тем не менее, атрибуция саамской культуры не носит абсолютного характера в трудах этнографов, т.е. ее нельзя считать универсальной, про­ являющейся всегда и при всех обстоятельствах. Тацит отмечает, что сами лопари воспринимают свою культуру ина­ че: «Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаж­ дою чужого добра. Не боясь ни несправедливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать» [Там же: 37]. В этнографической литературе XIX в. также встречаются замечания о том, что саамы довольны своей жизнью: «Что может быть лучше свобо­ ды, шири в тундре и шума в лесах, жизни в незаменимой веже или тупе? Что может быть приятнее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной рыбы: форели, кумжи, хариусов, семги, сигов и проч.? Что может быть ве­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz