Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ночь перед сном нойд надевал пояс на себя и ложился спать; во сне он должен был увидеть судьбу больного. Предполагалось, что в пояс-почень были зашиты или вложены в особый карманчик складной нож, которым духи вырезывали болезнь по приказанию нойда, игла с ниткой для зашива ния ран после операции, серебряное (обручальное) кольцо для соединения брачующихся брачными узами и желания им любви и согласия (врачую щиеся надевали кольцо себе на палец по приказанию нойда), а деньги - плата духам за труд, который они выполняли по приказанию нойда. За все эти манипуляции нойд брал немного денег [ВЛК 1996: 77, 78]. чуэреъ-гарты - рога диких оленей, важнейшее орудие охотничьей магии в период, предшествовавший приручению дикого оленя [ВЛК 1996: 73], священное место, куда сносились рога убитых оленей [Там же: 15]. Этот способ колдовства хранился в тайне и состоял в следующем: облюбо вав себе место в районе охотничьих владений селения, охотник сносил сю да рога убитых им оленей и ставил в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих друг за другом оленей. Таким образом как бы указывался путь диким стадам, которые должны были следовать за ро гами и так приручаться. Унесенная тестем лобная кость с рогом из чуэррьв-гарта зятя влекла за собой перемещение стад диких оленей вслед за костью [Там же: 15, 73]. У Волкова описан случай, когда к рогам броса ли медную монетку, повернувшись к ним спиной, через левое плечо. В каждом селении у наиболее добычливых охотников были свои чуэррьв- гарты, которые способствовали не только охотничьим успехам, но и вы ручали население при нападении врагов. Если умеющий владеть чуэррьв- гартом шевелил рога оленей - поднималась страшная буря на озере и то пила врагов [Там же: 62, 73]. Верстах в 10-12 на юго-запад от Шонгуя (Кильдинского лопарского сельского совета) имеется сейд Варь (Лес). В этом месте когда-то были собраны «все оленьи рога в одну кучу», отчего это место называлось «Чуэрвь Карт» (Городище Оленьих Рогов). «Кол дун», находясь у «чуэрвь-карт‘а», мог делать всё, что хотел: насылал снежную бурю, созывал к «чуэрь-карт‘у» тысячи диких оленей [АЛМ 1927: 44-45]. чуэррьв (чуэръв) - рог [СРС: 407]; гоаррь (гоарь) - сторона, по направлению к кому-чему [СРС: 75]. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz