Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
тались таковыми. Из их числа выдвигались лишь несколько, знающих тай ны чародейства, могущих навести порчу, причинить болезнь или смерть. Таковыми были их шаманы, называемые самими лопарями нойдами, кото рые в своем лице соединяли функции и шамана и колдуна [ХР 1889: 43]. Первоначальным шаманом у лопарей был глава рода или семьи и лишь впоследствии шаманы выделились в особую группу жрецов, на которых и перешли потом все те обязанности, которые лежали некогда на главе семьи [Там же: 44]. Небезынтересен и тот факт, что шаману не должно быть бо лее пятидесяти лет и что зубы у него должны были быть целы,- иначе он утрачивал свою силу [Там же: 56]. Современные нойды в большом числе встречаются среди лопарей; они, так сказать, рассеяны по всей лопской земле. Но сила их, как и древних шаманов, не одинакова. В то время как одни лопари, по словам своих односельчан, являются лишь «маленько колдунами», другие прославились на большое пространство, и к ним при ходят издалека за советом и зовут их в отдаленные погосты для излечения больного или для гадания. Можно им быть от природы, можно и научиться колдовству, хотя для того, чтобы быть признанным колдуном, насколько мне известно, и не требуется исполнения тех формальностей, описание ко торых мы видим у древних писателей. Обыкновенно же умение колдовать переходит по наследству из рода в род: отец-колдун, умирая, оставляет умение колдовать либо сыну, либо дочери, «благословляет колдовством», как говорят лопари [Там же: 63]. Первобытная религия лопарей имеет мно го общего с культом других племен финского корня. Лапландцы в прежнее время были убеждены, что в горах и море находятся могучие и грозные божества. Другие самое море и горы считали богами и в трудных случаях жизни восклицали: «святой камень (такой-то) помоги мне!» Но самые главнейшие божества по мнению их находятся: на горизонте, в воздухе, на земле, под землею и в самой средине зем л и . На земле обитает Сакво- алмак. Престол его на вершинах гор. Это покровитель чародеев и вещунов. Если последним понадобится его помощь, они выпивают пригоршню воды из источника, текущего у его горы - и тогда на них находит волшебная си ла самого бога. Олень колдуна делается после этого чрезвычайно силен и побеждает в драке оленей других чародеев, бог которых слабее Сакво- Алмака. По просьбе колдуна последний может напустить болезнь и умерт вить кого угодно, кроме двух только лиц: в Норвегии - лендсмана и его помощника, а в России - исправника и станового. Эти особы изъяты из 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz