Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

три волшебных узла и когда развязывают один - подымаются ветры с уме­ ренной силой; когда развязывают второй узел - начинают дуть ветры бо­ лее сильные, когда развяжут третий - поднимется буря и гроза. Рассказы­ вали также, что лопари могут удержать корабли на ходу, так что никакая сила ветров не может их сдвинуть с места. <... > При такой власти над при­ родой и при способности через гадания и через прямые откровения духов знать тайное и предвидеть будущее, нойды, естественно, имели и высокое значение - были национальными пророками» [СВл: 25]. Лопари верили, что у каждого нойды есть ему подвластные духи, которые принимают вид птицы, рыбы, оленя. При помощи их нойды могли будто бы странствовать всюду, спускаться даже в подземную страну. Во время своих путешествий нойда будто бы видел и расспрашивал различных богов, духов и мертве­ цов. Искусство колдовства обыкновенно переходило от отца к сыну, но можно было и научиться ему [ХРВ: 36, 37]. Звание нойда переходило по наследству, обычно по мужской линии. Черты будущего шамана проявля­ лись в период возмужания, когда юношу мучили различные видения. По­ мощь ему оказывал опытный нойд, который обучал его всем необходимым приемам, привлекал его в качестве помощника при камланиях. Сложивше­ муся шаману приписывалось большое могущество: он якобы мог узнать будущее, волю духов, наслать и остановить непогоду, узнать исход болез­ ни, разыскать потерянную вещь и т. д. Считалось, что каждый нойд имел в стране усопших (сайво-аймо) в своем распоряжении трех духов зооморф­ ного вида: птицу, рыбу и оленя. Шаман вызывал их пением, они показыва­ ли ему дорогу в иные миры, помогали ему во всем, пересказывали ответы духов и т. д. [Хомич 1999: 61]. У колдунов, нойдов, лопарских кудесников и пророков, были служебные духи, жившие в стране усопших; у каждого чародея их было по три: дух в виде птицы, в виде рыбы и в виде оленя- самца. Эти духи служили нойдам для чародейства; при их помощи нойды могли спускаться в страну мертвых и приводить оттуда умерших на землю, могли обращать людей в камни, в животных, могли исцелять от всяких бо­ лезней, могли даже создавать, с помощью пособных духов, новые острова; так создались, по мнению лопарей, Айновы острова в Ледовитом океане. Доныне нойды не исчезли у лопарей: только под влиянием христианства они превратились теперь из пророков и ведущих кудесников в обыкновен­ ных колдунов; вера в этих колдунов еще очень сильна не только среди ло­ парей, но и среди русских колян [ДРЛ: 63]. Но конечно не все лопари счи­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz