Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
умеют хорошо стрелять, ловить рыбу или изготавливать прочную керёжу. Саамские колдуны, по данным фольклора, обычные люди, живущие теми же интересами, что и остальные. Они не молятся, не кланяются каким- либо существам или духам, не изнуряют себя постом, имеют жен и де тей, - словом, внешне ничем не выделяются из окружающей среды. Они умеют колдовать так же хорошо, как умеют стрелять, ловить рыбу или из готовлять прочную кережу. Колдовство было обычным делом и никого не удивляло, поскольку колдовству мог научиться любой, «если его по друж бе научат или хитростью выведает приемы» [Там же: 72, 73]. По мере ад министративного воздействия служителей христианского культа и общего развития культуры родовых колдунов и колдуний заменяет один сильней ший колдун селения - нойда, функции которого напоминают функции обычного шамана народов Севера. Нойда лечит больных, изгоняя болезни, руководит жертвоприношениями, общается с духами и предрекает буду щее. В отличие от прежних колдунов, нойда силён не умением колдовать, а умением вступать в связь с духами и реализовать на благо или во вред лю дям силы [Там же: 77]. Слава о лопарских нойдах была известна далеко за пределами Лапландии. В 1584 г. Иван Грозный призывает лопарских кол дунов для объяснения появившейся в то время кометы. После убийства Лжедмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и не которые утверждали, что Гришка - колдун, выучившийся этому искусству у Лаппонцев: «когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя» [ХР 1890: 212]. Даже в столь далёкой от Лапландии стране, как Англия, вошло в пословицу выражение «лопарские колдуньи» [Там же: 224]. «Нойдой, однако, мог сделаться не всякий, некоторые уже имели от предков дар сде латься им». Колдовству можно и научится от настоящего нойды, но это с разрешения старейших нойдов. Н.Н. Харузин рассказывает о посвящении нового нойды [Там же: 217]. У лопарей, как у чукч, первичной формой шаманства является шаманство семейное, из которого уже потом выделя ется шаманство немногих особенно одаренных личностей. Шаманский ис кус также точно начинается с детства, с отрочества, с перелома зрелости. Он проявляется в болезнях, сновидениях, в странных припадках, и так же точно шаманская сила часто исчезает или умаляется к старости [ВЛК 1996: 81]. Существовала вера в то, что нойды могут отрезать куски земли и пе реплывать на них с места на место [ХР 1890: 227]. «Долгое время держа лось мнение, что Лопари имеют власть над ветрами, что они завязывают 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz