Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
это видно и из жития препод. Трифона, который немало терпел зла от них и был даже терзаем ими. Нойдами делались люди сами добровольно. По смерти нойды дьяволы или какие-то люди, как называл их Лопарь, прихо дили ночью и давались, обещаясь делать все, что он прикажет [ЩКЛ: 17]. У лопарей были и свои колдуны, к которым лопари обращались за помо щью во время болезни, или когда пропадет олень, чтобы колдун указал, куда девался олень, или за тем, чтобы колдун сделал хорошую погоду. Ло пари верили, что колдуны все это могут делать. Кроме того, лопари вери ли, что колдуны могли отрывать куски земли и передвигаться на них по морю (океану) [АЛМ 1930: 44, 45]. Своим богам лопари в старину прино сили жертвы: оленей, собак и других животных. Приносили эти жертвы нойды. Но нойды были не только жрецами, а также колдунами и шамана ми. Подобно шаманам многих других северных народов, они занимались гаданием и лечением больных. Они также имели бубен и другую шаман скую одежду. Нойдами бывали и женщины. Лопарские колдуны славились далеко и вне Лапландии. Недаром Лапландия (или древняя Похьола) назы валась мрачной страной чародеев. Нойды сохранились и до нашего време ни. Если исключить жертвоприношения, которые теперь вывелись из упо требления в прежнем виде, то нойды сохранили и теперь свою прежнюю деятельность. Они также предсказывают будущее, узнают, что происходит в отдалённых краях; лечат болезни и сами могут насылать их; гадают и узнают о пропавших вещах. Они могут приносить добро и причинять зло людям. Лопари сильно верят в своих колдунов-нойдов, и эту веру в них разделяют вместе с лопарями и коляне и русские поморы. Нойда мог при носить пользу лопарям даже помимо своей воли [ЛВВ: 79]. Общераспро страненным понятием о причинах болезней было: порча при помощи наго вора или сглаза враждебных колдунов; выражения «нехороший глаз», «скривил глаз», «глаза на лоб ушли» в быту и фольклоре саамов еще и до сих пор симпатически связываются с проявлением опасной для врагов си лы. Достаточно было даже незначительного повода, чтобы колдун или колдунья «рассердились» и наслали на человека волшебные чары [ВЛК 1996: 56]. Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали воображе ние неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешественни ков. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова. В каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz