Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

это видно и из жития препод. Трифона, который немало терпел зла от них и был даже терзаем ими. Нойдами делались люди сами добровольно. По смерти нойды дьяволы или какие-то люди, как называл их Лопарь, прихо­ дили ночью и давались, обещаясь делать все, что он прикажет [ЩКЛ: 17]. У лопарей были и свои колдуны, к которым лопари обращались за помо­ щью во время болезни, или когда пропадет олень, чтобы колдун указал, куда девался олень, или за тем, чтобы колдун сделал хорошую погоду. Ло­ пари верили, что колдуны все это могут делать. Кроме того, лопари вери­ ли, что колдуны могли отрывать куски земли и передвигаться на них по морю (океану) [АЛМ 1930: 44, 45]. Своим богам лопари в старину прино­ сили жертвы: оленей, собак и других животных. Приносили эти жертвы нойды. Но нойды были не только жрецами, а также колдунами и шамана­ ми. Подобно шаманам многих других северных народов, они занимались гаданием и лечением больных. Они также имели бубен и другую шаман­ скую одежду. Нойдами бывали и женщины. Лопарские колдуны славились далеко и вне Лапландии. Недаром Лапландия (или древняя Похьола) назы­ валась мрачной страной чародеев. Нойды сохранились и до нашего време­ ни. Если исключить жертвоприношения, которые теперь вывелись из упо­ требления в прежнем виде, то нойды сохранили и теперь свою прежнюю деятельность. Они также предсказывают будущее, узнают, что происходит в отдалённых краях; лечат болезни и сами могут насылать их; гадают и узнают о пропавших вещах. Они могут приносить добро и причинять зло людям. Лопари сильно верят в своих колдунов-нойдов, и эту веру в них разделяют вместе с лопарями и коляне и русские поморы. Нойда мог при­ носить пользу лопарям даже помимо своей воли [ЛВВ: 79]. Общераспро­ страненным понятием о причинах болезней было: порча при помощи наго­ вора или сглаза враждебных колдунов; выражения «нехороший глаз», «скривил глаз», «глаза на лоб ушли» в быту и фольклоре саамов еще и до сих пор симпатически связываются с проявлением опасной для врагов си­ лы. Достаточно было даже незначительного повода, чтобы колдун или колдунья «рассердились» и наслали на человека волшебные чары [ВЛК 1996: 56]. Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали воображе­ ние неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешественни­ ков. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова. В каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz