Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

причем тело их обмирает, а душа переселяется на сборное духов место и там с ними переговаривает» [ГРГ: 56]. В этнографической литературе встречаются сведения, что в русской Лапландии бубнов не было. Однако Золотарёв отрицает эти сведения [ЗЛТ 1927: 19]. По мнению Л. Хомич, у кольских саамов, несмотря на наличие развитого жреческого и шаманского культов, бубны не были зафиксированы, хотя отдельные упоминания о них имеются в источниках. Н. Харузин считал, что это могло быть связано с ранней христианизацией саамов. «Ни одного бубна кольских шаманов не сохранилось» [Хомич 1999: 56]. Строение и употребление бубна описано у многих исследователей [ХР 1890: 220]. Священный бубен делался из дере­ ва, растущего посолонь17. Он имел вид решета, обтянутого оленьей шку­ рой, с которой удалена шерсть. На шкуре рисовали изображения зверей и птиц, а также чёрточки, квадраты и т.д., знаменовавшие разные божества: солнце, громового бога и т.д. [ХРВ: 32]. Нойда священнодействовал всегда при помощи бубна. Он сам колотил в бубен. Присутствующие ему подпе­ вали. Нойда начинал бить сначала тихо, потом скорей и скорей. Он пел и взывал к божеству. Наконец, с ним начинались судороги, потом он падал на землю замертво. Нойдов боялись: суеверные лопари думали, что рас­ серженный нойда может наделать много вреда: в его власти удержать по­ путный ветер, остановить на ходу лодку и даже корабль, послать на своего врага порчу, пустив ему вдогонку по ветру волшебный катушек или шар [ХРВ: 37]. Бубен считали предметом столь священным, что ни одна жен­ щина не имела права трогать его. Если женщина пройдет по той дороге, по которой пронесли бубен, она или тотчас умрет, или захворает, или на нее обрушится вообще какое-нибудь несчастье. Но опасность проходить по дороге, по которой пронесли бубен, прекращается для женщины по проше­ ствии трех дней. Как семейная святыня, бубен при перекочёвках перево­ зился по дорогам тайным, по которым обыкновенно никто не ходил [ХР 1889: 46-47]. Бубен был неодинаков; но сходство одного бубна с другим выражалось лишь в частностях: в его форме и отчасти рисунках, на нем изображенных. Обыкновенно бубен делался из дерева - сосны, ели или бе­ резы, причем требовалось, чтобы дерево «росло посолонь» [Там же: 50]. «Большая их часть отражает представление саамов о существовании трех миров - нижнего, среднего и верхнего. Поверхность обтяжки бубна разде­ лена полосами или иным способом на три части, каждая из которых запол­ 17Посолонь - по солнцу. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz