Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
причем тело их обмирает, а душа переселяется на сборное духов место и там с ними переговаривает» [ГРГ: 56]. В этнографической литературе встречаются сведения, что в русской Лапландии бубнов не было. Однако Золотарёв отрицает эти сведения [ЗЛТ 1927: 19]. По мнению Л. Хомич, у кольских саамов, несмотря на наличие развитого жреческого и шаманского культов, бубны не были зафиксированы, хотя отдельные упоминания о них имеются в источниках. Н. Харузин считал, что это могло быть связано с ранней христианизацией саамов. «Ни одного бубна кольских шаманов не сохранилось» [Хомич 1999: 56]. Строение и употребление бубна описано у многих исследователей [ХР 1890: 220]. Священный бубен делался из дере ва, растущего посолонь17. Он имел вид решета, обтянутого оленьей шку рой, с которой удалена шерсть. На шкуре рисовали изображения зверей и птиц, а также чёрточки, квадраты и т.д., знаменовавшие разные божества: солнце, громового бога и т.д. [ХРВ: 32]. Нойда священнодействовал всегда при помощи бубна. Он сам колотил в бубен. Присутствующие ему подпе вали. Нойда начинал бить сначала тихо, потом скорей и скорей. Он пел и взывал к божеству. Наконец, с ним начинались судороги, потом он падал на землю замертво. Нойдов боялись: суеверные лопари думали, что рас серженный нойда может наделать много вреда: в его власти удержать по путный ветер, остановить на ходу лодку и даже корабль, послать на своего врага порчу, пустив ему вдогонку по ветру волшебный катушек или шар [ХРВ: 37]. Бубен считали предметом столь священным, что ни одна жен щина не имела права трогать его. Если женщина пройдет по той дороге, по которой пронесли бубен, она или тотчас умрет, или захворает, или на нее обрушится вообще какое-нибудь несчастье. Но опасность проходить по дороге, по которой пронесли бубен, прекращается для женщины по проше ствии трех дней. Как семейная святыня, бубен при перекочёвках перево зился по дорогам тайным, по которым обыкновенно никто не ходил [ХР 1889: 46-47]. Бубен был неодинаков; но сходство одного бубна с другим выражалось лишь в частностях: в его форме и отчасти рисунках, на нем изображенных. Обыкновенно бубен делался из дерева - сосны, ели или бе резы, причем требовалось, чтобы дерево «росло посолонь» [Там же: 50]. «Большая их часть отражает представление саамов о существовании трех миров - нижнего, среднего и верхнего. Поверхность обтяжки бубна разде лена полосами или иным способом на три части, каждая из которых запол 17Посолонь - по солнцу. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz