Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

том уже почитание предка перешло на камень. Сейтам-камням приносили жертвы и обмазывали их кровью или рыбьим жиром. У лопарей существу­ ет много рассказов о сейтах. В одних говорится о происхождении сейтов: в камни превращаются люди. В других рассказывается о столкновении чело­ века с сейтом. Некоторые лопари будто бы знакомы с сейтом и ведут с ним дружбу. Такой лопарь может испортить человека и даже накликать ему скорую смерть [ЛВВ: 78]. Камень наделили способностью жить, двигаться, есть и пить, причинять несчастье. Он принадлежал личности, семье, роду. Лишним доказательством значения сейдов как божеств родовых может служить и то обстоятельство, что женщины не только не имели права при­ сутствовать при жертвоприношениях, но не смели даже приближаться к месту, на котором стоял сейд [ХР 1889: 46]. Самый распространенный среди всех Лопарей культ относился, а до некоторой степени и ныне отно­ сится к священным камням. Значение этого культа ясно из самого названия таких камней: сейде (сейте или сите), а в других местах сайво: и то, и дру­ гое слово значит умерший, покойник. Все компетентные авторы, занимав­ шиеся религией Лопарей, начиная с Моне и Кастрена, прямо связывают сейдов с почитанием предков. Лопари отождествляли священный камень с покойником в слове, потому что не разделяли их и в представлении, они верили, что покойник превращается в камень, а камень превращается в стихийного духа, оставаясь камнем и покойником [СВл: 24]. 12.1.3. Шаманизм куэмдэс - саамский бубен, предмет камлания и принадлежность ну- эйтов (шаманов) [ХР 1890: 220]. «... Волшебный свой барабан, который есть не иное что, как продол­ говато-круглый с одной стороны, кожей обтянутый язык, около которого бывает великое множество веревочек и всяких мелочей. На барабанной коже представлены изображения небесных светил, также зверей, птиц, за- ручительных знаков и сему подобного. Волшебник, положа на оную коль­ цо и ударяя колотушкой, которую составляет мохнатый олений рог, может, по мнению лопарей, узнать по тому изображению, на коем ляжет попрыги­ вающее кольцо, какой давать ему ответ на все, до прошедшего и будущего касающиеся вопросы. Они призывают также барабаном своим и духов; 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz