Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
найму, как об этом можно было бы думать, судя по его названию. Лопар ский пастух (pas'taja или pastaj) пользуется глубоким уважением и поче том у своих соседей, невзирая даже на бедность. Деятельность его специ фична, а именно, он лучше всех знает оленя, умеет отличить породу, опре делить будущие качества теленка; он умеет лечить оленей, заговаривать их и разговаривать с ними» [Чарнолуский 1930: 60]. Всему образу жизни лопарей свойственна была природосообраз- ность. Саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Эта особенность саамского менталитета вызывала со стороны пу тешественников и исследователей упреки в неразумности жизни коренного народа, причину которой они видели в лености, бесхозяйственности [Рей- неке 1830: 24; Энгельгардт 1897: 67], «апатичности по природе» [Бухаров 1885: 89]. «В действительности же, к их услугам, в их распоряжении необъятные тундры и леса; паси оленей - где знаешь, лови рыбу - где хо чешь, промышляй зверей и птиц - безпрепятственно, на пространстве мно гих миллионов десятин свободных казенных земель, - только сам, конеч но, не плошай» [Энгельгардт 1897: 66]. Управляющий государственными имуществами Архангельской губернии С.П. Гоппен дает неоднозначную оценку жизни лопарей: «Жизнь лопаря крайне непривлекательна, жалка, убога, неудобна и скучна. Между тем, есть лопари, которые богаты, имеют в банке наличными деньгами по нескольку тысяч рублей и владеют боль шими стадами оленей. Такие лопари могли бы прожить с удобством, где им удобно» [Там же]. Ленью объяснялся и способ ведения оленеводства. «К сожалению, лопари плохие хозяева: они не заботятся о размножении своих стад и об извлечении из оленеводства выгод про запас. Оленеводство не составляет у них предмета постоянного промысла; они держат оленей только в том количестве, сколько им нужно для домашнего обихода, т.е. для пищи, одежды и переездов. Между тем, оленеводство могло бы составить предмет настолько выгодного промысла, что он один дал бы лопарям воз можность обезпеченнаго существования» [Там же: 67]. В некоторых случаях интерпретация поведения саамов доходила до абсурда: «Немного я пожил среди лопарей, но и того было довольно, чтобы составить себе понятие об этом любопытном народе севера...<> Свернувшись, он (лопарь - Б.В.) лежит в своем углу, как медведь в бер логе, и спит или кейфует, будь то ночь или день. А если приспичит нуж 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz