Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

тунный перстень, пряжку или какой-нибудь кусок латуни или олова, ино­ гда серебряный пояс или серебряную застёжку и при этом желала крестни­ ку быть таким же звонким и красивым, как эта латунь или серебро. В этот же момент давалось новое имя и желалось счастье: «Будь же счастлив, как тот предок, имя которого ты будешь носить». После совершения обряда брошенные в корыто вещи дарились крестнику, их он или она должны бы­ ли носить до совершеннолетия, после чего этот амулет вешали на волшеб­ ный бубен. Иногда латунных вещей не клали в корыто, а обряд совершался в латунном котле, который хорошо выполаскивался, и в воду клали немно­ го соли, после обряда котёл поступал в полную собственность ребёнка. Дорогостоящие подношения при крещении были разорительны для лопа­ рей, особенно когда обряд повторялся часто. Если с началом принятия христианства этот обряд использовался для того, чтобы избежать наказа­ ния своих богов из-за христианского крещения, навязываемого священни­ ками, то позже этот обычай остался только для того, чтобы избежать бо­ лезней [ХР 1890, 180]. В XIX в. лопари уже не давали языческих имён сво­ им детям, они просили священника дать имя того святого, память которого празднуется в день рождения ребёнка или в день его крещения. Часто дают имена предков по отцу, обычно имя ближайшего предка деда, если он уже умер, или прадеда, если дед ещё жив. Это связано с убеждением в том, что ребёнок будет так же здоров и силён, как и предок, именем которого его назвали [ХР 1890, 310]. коакче - 1. звать, вызывать, подзывать кого; 2. звать, называть кого- что; кбххт тон коадчетЬ? Как тебя зовут? ПарнатЬ тоаййв коадчетЬрбдэ нэмме детей часто называют именами родственников; кодчнэ - 1. Звать, вызывать, подзывать кого ( постоянно, иногда, бывало ); 2.звать, называть кого ( постоянно, иногда, бывало)-, мйн пйррсэсьт парнатЬ пай кодчнэтЬ рбдэ нэмме в нашей семье детей всегда называют именами родственников [СРС, 115]. бабка - повитуха, знахарка, которая принимала роды [АА]. Это была опытная старуха или девушка, которая выбрала себе такое занятие. Такая деятельность хорошо вознаграждалась. Н.Н. Харузин ссы­ лается на авторов, которые писали о том, что обязанность бабки выполня­ ли мужья. При этом он отмечает, что в его время такое не наблюдалось. Бабка в погосте пользовалась уважением и во время свадьбы сидела на по­ чётном месте, рядом с крёстной матерью того из врачующихся, которого когда-то принимала во время родов [ХР 1890, 307]. Мужья принимали ро­ ды у жён, когда не было рядом бабки. Это происходило во время кочевья по тундрам [АА]. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz