Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
алльк - сын; пуаррса - старший; кэсск - средний; ну>ра - младший [СРС, 24]. аннЬтэ (валътэ) нэм - назвать именем [АА]. Во время крещения, как известно, ребенку давалось имя, которое обычно выбиралось по святцам, то есть ребенка называли именем того святого, на день которого приходилось его рождение или крещение. Одна ко, как отмечает Н. Харузин, ссылаясь на свидетельства Самуила Реена, лопари при крещении старались дать своим детям языческие имена, что вызывало сопротивление священников. Поэтому «нередко лопари меняли имена своим детям и давали им вместо имени, данного при крещении, имя умершего родственника». Происходило это тогда, когда ребенок заболе вал, и относилось только к мальчикам. Обряд наречения нового имени со провождался действиями, подобными при совершении крещения [ХР 1890, 178]. Считалось, что таким образом можно обмануть злого духа, который насылает болезни. По мнению Н. Харузина, «это верование существовало у лопарей задолго до принятия христианства», христианство лишь внесло новый обряд при смене имен - омовение ребенка, чтобы смыть данное омовением же христианское имя. Смену имен подтверждают также Гегст- рем, Реен и Торней [ХР 1890, 179]. В некоторых частях Лапландии пере мена имени сопровождалась следующими обрядами. В котел клали ольхо вую кору, варили её там и затем обмывали этой водой ребёнка, смывая с него старое имя и нарекая новое. Делалось это в случае болезни ребёнка. Перемена имени совершалась для обмана духа болезни [ХР 1890, 178]. Это верование существовало у лопарей задолго до принятия христианства. При втором крещении ребёнку давалось другое имя, которое подсказывал нойд при помощи бубна. Именем, данным при церковном крещении, никогда не называли ребёнка. Всякий раз, когда ребёнок начинал хворать или много плакал, совершали вновь языческое крещение. Это крещение повторялось при каждом случае болезни, и говорили, что даже семидесятилетние лопа ри подвергали себя этому обряду во время болезни. Обыкновенно языче ский обряд крещения совершала сама мать крестящегося. Женщина не должна была быть крестницей или свидетельницей при крещении. Совер шавшая крещение дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что-то другое в память о том, что крестник освобождается от христи анского имени [ХР 1890, 179]. Языческое крещение могло совершаться и следующим образом. Нагретую воду наливали в корыто, туда же клали две берёзовых ветви, одну из которых свивали кольцом. После этого крестная мать говорила крестнику: будь так же плодовит, здоров и крепок, как берё за, с которой взяты эти ветви. После этих слов она бросала в корыто ла 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz