Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
редких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось про мыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленевод ство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленеводст во15. Своеобразный тип хозяйства российских саамов связан с сезонными перекочевками и уникальной социальной организацией, т. наз. сыййтом, собрание старших или глав семей контролировало охотничьи и рыболов ные угодья семей. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, време ни года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жар кое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним»16. Ха рактер традиционного саамского хозяйства предполагал бережное отноше ние к природе. Саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Таким образом, все эти условия существования саамов сформирова ли их этнографическую самобытность. Цикличная система хозяйства просуществовала у саамов в чистом виде до начала XX в. Систему эту разрушила ликвидация традиционной системы пользования угодьями в 1917 г. и последовавшая вслед за этим коллективизация17. Промышленное освоение края принесло значительный урон природе и традиционным видам хозяйственной деятельности. Саамов отторгли от привычной среды обитания: отрасли хозяйства, считавшиеся исконно саамскими, подчинены государственным структурам и не прино сят того дохода саамскому населению, который могли бы. Саамы состав ляют 0,15 % населения Мурманской области. В последние годы отмечается некоторая динамика численности саамского населения. Это, однако, не оз начает изменения демографической ситуации: смертность среди коренного населения высокая, а рождаемость, как и по всей России, низкая. Увеличе ние численности связано с фактором национального самосознания: все больше и больше представителей народности осознают себя частью своего народа и заявляют свою национальность. В последние десятилетия у саамов в России отмечается подъем на ционального самосознания и культуры. Создана Ассоциация кольских саамов (1989), ассоциация малочисленных народов Севера «Родина» 15Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 46. 16Керт Г.М. Саамский язык. С. 41. 17 Киселев А.А. Очерки этнической истории Кольского Севера. Мурманск: МГПУ, 2009. С. 19-20. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz