Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

вуэссьвудт - блаженство [АА]. вяцццъемушш - венчание [АА; ГП; ЕО]. Йммель - Бог [АА; ММ; ГП; ЕО]. Что касается Юбмела (Ибмела), то этот высший языческий Бог был постепенно заменен представлениями о христианском Боге и впоследствии под этим именем разумели божество вообще. Новому, христианскому Бо­ гу, лопари придавали много языческих черт. В финской Лапландии у него была супруга, он любил бывать в определённых местностях, чаще всего возле водоёмов. Юбмелу приписывали потоп [ХР 1890, 195]. Верховным богом у лопарей, как и у всех финских народов, был Юбмель или Ибмель (у финнов он назывался Юмала, у черемисов - Юмо, у эстов - Юммаль); этот бог признавался лопарями за родоначальника всего лопского народа. Он обитал на небе. До сих пор имя этого бога сохранилось в лопарских географических названиях [ДРЛ, 60]. гшмель лоаннът зоол. - оляпка (букв. Божья птичка; по саамским по­ верьям, эта птичка принесла богу травинку, с которой пошла земля ) [СРС, 91]. Йммель Вуйнас - Божий Дух [АА]. Йммель пэррт - церковь, храм [АА]. Перед промыслом окуривали ладаном рыболовные снасти, перевязы­ вали их так, чтобы кубас вверх приходился, а поплавок (буй) вниз, и так на Целый день клали, где приведется: где есть часовня - в часовню, где цер­ ковь есть - в церковь. А нет ни того, ни другого - под образа... [Нем-Данч 1877, 307]. Было 19 февраля, - день празднования 50-ти летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости... С колокольни разда­ вался звон, призывающий к обедне. Я поспешил в церковь, стоящую по­ одаль от лопарских туп. По своим размерам церковь была настолько мала, что скорее напоминала часовню. В ней было очень холодно, несмотря на то, что она была наполнена молящимися лопарями. На клиросе пели пса­ ломщик с учительницей и им подтягивали школьники-лопарские дети... Беседа о значении празднования 19-го февраля предварена была пением молитвы... [КЗМ 1912, 10]. Часто священники на папертях церквей нахо­ дят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это - приношение на 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz