Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

шая дочь вышла замуж за дикого оленя) имеет помету фольк. [СРС, 117]; ааккъ - 1) старая женщина, старуха; старушка; 2) ласк, женушка [СРС, 23]; оакка - бабушка (мать отца или матери) [СРС, 21]; так» (оаЬкэ) - самка ( дикого оленя, лося) [СРС, 23]. Мяндаш - саамское божество в виде оленя, легендарный предок саа­ мов. Смысловое значение этого слова ещё не уточнено. Произносится в разных местностях по-разному [ЧРН 1962, 298]. Саамы верили в свое про­ исхождение от Мяндаша - золоторогого оленя: «Был Мяндаш! Мы все, что живём тут, на нашем Тёплом Наволоке, - все мы кровей его жены - Мян- даш-каб, Матрёны» [ЧРН 1965, 83]. «Настоящие мяндаши живут на высо­ кой горе, туда, на запад. Там у них высокая вершина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все, что делается под горой, внизу: кто идет, кто бежит.. Все видят, все знают... А мяндашей никто не видит и никто не зна­ ет, где их найти. Ему и в глаза-то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься» [ЧРН 1972, 117]. В легенде о Мяндаше отразились древней­ шие тотемистические представления саамов, и в частности культ дикого северного оленя. О культе дикого оленя подробно написано в книге Н.П. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем» [БЛШ, 262-268]. Легенда о Мяндаше ведет свое происхожде­ ние с тех давних времен, когда охота была основным источником сущест­ вования предков лопарей. В.В. Чарнолуский во время своих поездок к ло­ парям записал несколько вариантов этой легенды, которую в старину, по- видимому, пели в стихах. В своей книге «Легенда об олене-человеке» он сопоставляет собранные им материалы о Мяндаше с изображениями перм­ ского звериного стиля в Прикамье и обнаруживает между ними опреде­ ленные черты сходства. По его мнению, это свидетельствует о том, что между населением Кольского полуострова и Прикамья в начале нашей эры существовали какие-то связи [ЧРН 1972, 265]. Значение и происхождение слова Мяндаш современные саамы затрудняются объяснить. В.В. Чарнолу­ ский дает такое толкование: «Мяндаш» от слова «мьянна» - нежный бар­ хатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом- втором месяце [ЧРН 1965, 62]. Золоторогому оленю посвящено много ска­ заний, некоторые из них можно найти в книгах «Саамские сказки» под ред. Г.М. Керта, «В краю летучего камня» и «Легенда об олене-человеке» В.В. Чарнолуского. С Мяндашем связано много поверий, примет и запре­ тов: «Ему и в глаза-то взглянуть опасно - ослепнешь и в уме помутишься» [ЧРН 1972, 117], «в хирвасном стаде диких оленей не убивать - только од­ ну важенку на прокорм семьи, но не больше того, а на самого хирваса - за­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz