Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
11.1.4. Лексика магии Поръяврь- Порозеро, жертвенное озеро [ВЖ 1996, 73]. По рассказам ижемцев, которые записал Волков, у этого озера было множество жертвенных рогов оленей, украшенных нитками бисера и ку сочками цветного сукна. Это же подтверждали и семиостровские саамы, на территории которых находится Порозеро [ВЖ 1996, 73]. пдррэ - кушать [СРС, 266], яввьр (явьр) - озеро [СРС, 431]. почет - пояс [ВЖ 1996, 77]. Пояс особого устройства и формы, использовали при волхованиях, лечении больных. По рассказам семиостровских стариков-саамов, это был культовый предмет нойды, который он употреблял при различных церемо ниях и при лечении больных. Пояс-почень был сделан из чёрной полосы кожи длиной в обхват талии среднего человека, шириной около четверти аршина; сверху он был обшит суконными лентами трёх цветов: верхняя лента была жёлтого цвета, средняя - любимого лопарями красного цвета и нижняя - чёрного цвета. По полосам от одного края до другого, т.е. сверху донизу, была крупная вышивка из бисера разных цветов. Сзади пояса име лось три медных кольца в один вершок в диаметре, пришитых сверху, сни зу кольца не были пришиты. Слева и справа от колец располагались по три ромба, вышитых бисером. Неизвестно, были ли у пояса завязки или пуго вицы для застёгивания концов. При обрядах лопарь-нойд надевал пояс на себя и в нём пророчествовал или лечил больных. При лечении пояс обно сили три раза около поясницы больного, но больному не одевали. После третьего обноса пояса больной ударял врачующего 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: «Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне». Нойд отвечал: «Завтра же всё узнаешь». На ночь перед сном нойд надевал пояс на себя и ложился спать; во сне он должен был увидеть судьбу больного. Предполагалось, что в пояс-почень были зашиты или вложены в особый карманчик складной нож, которым духи вырезывали болезнь по приказанию нойда, игла с ниткой для зашива ния ран после операции, серебряное (обручальное) кольцо для соединения врачующихся брачными узами и желания им любви и согласия (врачую щиеся надевали кольцо себе на палец по приказанию нойда), а деньги - плата духам за труд, который они выполняли по приказанию нойда. За все эти манипуляции нойд брал немного денег [ВЖ 1996, 77,78]. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz