Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

лопарского культа остались одни жалкие обрывки, а еще население помнит последнего нойда (шамана) Максима Мелентьева, умершего лет тридцать тому назад. У него, как рассказывают, был бубен, о котором мы всюду рас­ спрашивали... Ни здесь, ни в других лопарских погостах бубнов не сохра­ нилось [ЗЛТ 1927, 19]. Все нойды имеют силу посылать то, что лопари на­ зывают «стрелы», «витряное», - выражающееся в колотьях. Это верование разделяют вместе с лопарями и коляне, и русские поморы, которые также приписывают лопарским колдунам эту способность. В этом мы видим пе­ реживание взгляда, с которым мы встречались у древних писателей, при­ писывавших лопарям способность насылать тире, ган, или свинцовые ко­ пья [ХР 1889, 71]. Особою славою, как колдуны, как лица умеющие посы­ лать «стрелы», славятся лопари Сонгельского погоста. Их слава в этом от­ ношении столь велика, что пазрецкие лопари боятся их и встречают их с почетом: перед их проездом непременно хворают несколько жителей Паз- реки «витряным»; им же приписывают способность вынимать из живого оленя сердце и печень. Когда умирает нойд, дух остается свободным, и ес­ ли колдун не завещал его кому-нибудь - он идет к разным лопарям, пред­ лагая свои услуги; является он в этом случае либо в виде юноши, либо де­ вушки [ХР 1889, 72]. Древние писатели, трактовавшие о лопарях и о их шаманах, ничего не передали нам, каковы были верования лопарей, со­ пряженные с нойдом после его смерти. Что касается современных русских лопарей, то колдун остается опасным и после смерти, и даже будучи уже покойником может вредить людям [ХР 1889, 73]. Верование, что умершие колдуны превращались в священные камни, становились сейдами, было общераспространенным у Лопарей; тогда как, по признанию самого г. Ха­ рузина, «мы не встречаем преданий, свидетельствующих о происхождении сейдов из могильных памятников» [ВлС, 24]. Нойда, превратившийся ныне в простого деревенского колдуна, совмещал в себе первоначально значе­ ние жреца и пророка. Лопарские нойды, по мере обветшания чисто патри­ архального быта, становились главными представителями общественных интересов. Если бы Лопари были поставлены в другие географические и исторические условия, из их нойд выработались бы пророки и мудрецы. У маленького, разбросанного по ледяным равнинам народца, представители его национального духа, его лучшие люди, выродились в колдунов, или, точнее говоря, остались на степени колдунов [ВлС, 25]. noidt-akka - колдунья, ведьма [ITK, 283]. noaiidd (noii-), lat. Nuoiidda, религ. у Эндюковского (noit), А. Генетца (nuojt), В. Чарнолуского (nojta), 3. Черткова (mijjep osk nojte) - колдун [ITK, 283]. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz