Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

кудесников в обыкновенных колдунов; вера в этих колдунов еще очень сильна не только среди лопарей, но и среди русских колян [ДРЛ, 63]. Но конечно не все лопари считались таковыми. Из их числа выдвигались лишь несколько, знающих тайны чародейства, могущих навести порчу, причи­ нить болезнь или смерть. Таковыми были их шаманы, называемые самими лопарями нойдами, которые в своем лице соединяли функции и шамана и колдуна [ХР 1889, 43]. Первоначальным шаманом у лопарей был глава ро­ да или семьи и лишь впоследствии шаманы выделились в особую группу жрецов, на которых и перешли потом все те обязанности, которые лежали некогда на главе семьи [ХР 1889, 44]. Небезынтересен и тот факт, что ша­ ману не должно быть более пятидесяти лет и что зубы у него должны были быть целы,- иначе он утрачивал свою силу [ХР 1889, 1 56]. Современные нойды в большом числе встречаются среди лопарей; они, так сказать, рас­ сеяны по всей лопской земле. Но сила их, как и древних шаманов, не оди­ накова. В то время как одни лопари, по словам своих односельчан, являют­ ся лишь «маленько колдунами», другие прославились на большое про­ странство, и к ним приходят издалека за советом и зовут их в отдаленные погосты для излечейия больного или для гадания. Можно им быть от при­ роды, можно и научиться колдовству, хотя для того, чтобы быть признан­ ным колдуном, насколько мне известно, и не требуется исполнения тех формальностей, описание которых мы видим у древних писателей. Обык­ новенно же умение колдовать переходит по наследству из рода в род: отец- колдун, умирая, оставляет умение колдовать либо сыну, либо дочери, «благословляет колдовством», как говорят лопари [ХР 1889, 63]. Перво­ бытная религия лопарей имеет много общего с культом других племен финского корня. Лапландцы в прежнее время были убеждены, что в горах и море находятся могучие и грозные божества. Другие самое море и горы считали богами и в трудных случаях жизни восклицали: «святой камень (такой-то) помоги мне!» Но самые главнейшие божества по мнению их на­ ходятся: на горизонте, в воздухе, на земле, под землею и в самой средине земли... На земле обитает Сакво-алмак. Престол его на вершинах гор. Это покровитель чародеев и вешунов. Если последним понадобится его по­ мощь, они выпивают пригоршню воды из источника, текущего у его горы - и тогда на них находит волшебная сила самого бога. Олень колдуна де­ лается после этого чрезвычайно силен и побеждает в драке оленей других чародеев, бог которых слабее Сакво-Алмака. По просьбе колдуна послед­ ний может напустить болезнь и умертвить кого угодно, кроме двух только лиц: в Норвегии - лендсмана и его помощника, а в России - исправника и станового. Эти особы изъяты из пределов ведения лопарских богов. Боль­ ной непременно умирает, если колдун не вложит в него душу обратно. От­ сюда власть и значение колдунов [Нем-Данч 1877, 494-496]. От старого 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz