Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
кудесников в обыкновенных колдунов; вера в этих колдунов еще очень сильна не только среди лопарей, но и среди русских колян [ДРЛ, 63]. Но конечно не все лопари считались таковыми. Из их числа выдвигались лишь несколько, знающих тайны чародейства, могущих навести порчу, причи нить болезнь или смерть. Таковыми были их шаманы, называемые самими лопарями нойдами, которые в своем лице соединяли функции и шамана и колдуна [ХР 1889, 43]. Первоначальным шаманом у лопарей был глава ро да или семьи и лишь впоследствии шаманы выделились в особую группу жрецов, на которых и перешли потом все те обязанности, которые лежали некогда на главе семьи [ХР 1889, 44]. Небезынтересен и тот факт, что ша ману не должно быть более пятидесяти лет и что зубы у него должны были быть целы,- иначе он утрачивал свою силу [ХР 1889, 1 56]. Современные нойды в большом числе встречаются среди лопарей; они, так сказать, рас сеяны по всей лопской земле. Но сила их, как и древних шаманов, не оди накова. В то время как одни лопари, по словам своих односельчан, являют ся лишь «маленько колдунами», другие прославились на большое про странство, и к ним приходят издалека за советом и зовут их в отдаленные погосты для излечейия больного или для гадания. Можно им быть от при роды, можно и научиться колдовству, хотя для того, чтобы быть признан ным колдуном, насколько мне известно, и не требуется исполнения тех формальностей, описание которых мы видим у древних писателей. Обык новенно же умение колдовать переходит по наследству из рода в род: отец- колдун, умирая, оставляет умение колдовать либо сыну, либо дочери, «благословляет колдовством», как говорят лопари [ХР 1889, 63]. Перво бытная религия лопарей имеет много общего с культом других племен финского корня. Лапландцы в прежнее время были убеждены, что в горах и море находятся могучие и грозные божества. Другие самое море и горы считали богами и в трудных случаях жизни восклицали: «святой камень (такой-то) помоги мне!» Но самые главнейшие божества по мнению их на ходятся: на горизонте, в воздухе, на земле, под землею и в самой средине земли... На земле обитает Сакво-алмак. Престол его на вершинах гор. Это покровитель чародеев и вешунов. Если последним понадобится его по мощь, они выпивают пригоршню воды из источника, текущего у его горы - и тогда на них находит волшебная сила самого бога. Олень колдуна де лается после этого чрезвычайно силен и побеждает в драке оленей других чародеев, бог которых слабее Сакво-Алмака. По просьбе колдуна послед ний может напустить болезнь и умертвить кого угодно, кроме двух только лиц: в Норвегии - лендсмана и его помощника, а в России - исправника и станового. Эти особы изъяты из пределов ведения лопарских богов. Боль ной непременно умирает, если колдун не вложит в него душу обратно. От сюда власть и значение колдунов [Нем-Данч 1877, 494-496]. От старого 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz