Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

административного воздействия служителей христианского культа и об­ щего развития культуры родовых колдунов и колдуний заменяет один сильнейший колдун селения - нойда, функции которого напоминают функции обычного шамана народов Севера. Нойда лечит больных, изгоняя болезни, руководит жертвоприношениями, общается с духами и предрека­ ет будущее. В отличие от прежних колдунов, нойда силён не умением кол­ довать, а умением вступать в связь с духами и реализовать на благо или во вред людям силы [ВЖ 1996, 77]. Слава о лопарских нойдах была известна далеко за пределами Лапландии. В 1584 г. Иван Грозный призывает лопар­ ских колдунов для объяснения появившейся в то время кометы. После убийства Лжедмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и некоторые утверждали, что Гришка - колдун, выучившийся этому искусству у Лаппонцев: «когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя» [ХР 1890, 212]. Даже в столь далёкой от Лапландии стране, как Анг­ лия, вошло в пословицу выражение «лопарские колдуньи» [ХР 1890, 224]. «Нойдой, однако, мог сделаться не всякий, некоторые уже имели от пред­ ков дар сделаться им». Колдовству можно и научится от настоящего ной- ды, но это с разрешения старейших нойдов. Н.Н. Харузин рассказывает о посвящении нового нойды [ХР 1890, 217]. У лопарей, как у чукч, первич­ ной формой шаманства является шаманство семейное, из которого уже по­ том выделяется шаманство немногих особенно одаренных личностей. Ша­ манский искус также точно начинается с детства, с отрочества, с перелома зрелости. Он проявляется в болезнях, сновидениях, в странных припадках, и так же точно шаманская сила часто исчезает или умаляется к старости [ВЖ 1996, 81]. Существовала вера в то, что нойды могут отрезать куски земли и переплывать на них с места на место [ХР 1890, 227]. Лопари вери­ ли, что у каждого нойды есть ему подвластные духи, которые принимают вид птицы, рыбы, оленя. При помощи их нойды могли будто бы странст­ вовать всюду, спускаться даже в подземную страну. Во время своих путе­ шествий нойда будто бы видел и расспрашивал различных богов, духов и мертвецов. Искусство колдовства обыкновенно переходило от отца к сыну, но можно было и научиться ему [ХРВ, 36, 37]. У колдунов, нойдов, лопар­ ских кудесников и пророков, были служебные духи, жившие в стране усопших; у каждого чародея их было по три: дух в виде птицы, в виде ры­ бы и в виде оленя-самца. Эти духи служили нойдам для чародейства; при их помощи нойды могли спускаться в страну мертвых и приводить оттуда умерших на землю, могли обращать людей в камни, в животных, могли исцелять от всяких болезней, могли даже создавать, с помощью пособных духов, новые острова; так создались, по мнению лопарей, Айновы острова в Ледовитом океане. Доныне нойды не исчезли у лопарей: только под влиянием христианства они превратились теперь из пророков и ведущих 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz