Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

он прикажет [ЩКЛ, 17]. У лопарей были и свои колдуны, к которым лопа­ ри обращались за помощью во время болезни, или когда пропадет олень, чтобы колдун указал, куда девался олень, или за тем, чтобы колдун сделал хорошую погоду. Лопари верили, что колдуны все это могут делать. Кроме того, лопари верили, что колдуны могли отрывать куски земли и передви­ гаться на них по морю (океану) [АЛМ 1930, 44, 45]. Своим богам лопари в старину приносили жертвы: оленей, собак и других животных. Приносили эти жертвы нойды. Но нойды были не только жрецами, а также колдунами и шаманами. Подобно шаманам многих других северных народов, они за­ нимались гаданием и лечением больных. Они также имели бубен и другую шаманскую одежду. Нойдами бывали и женщины. Лопарские колдуны славились далеко и вне Лапландии. Недаром Лапландия (или древняя По- хьола) называлась мрачной страной чародеев. Нойды сохранились и до нашего времени. Если исключить жертвоприношения, которые теперь вы­ велись из употребления в прежнем виде, то нойды сохранили и теперь свою прежнюю деятельность. Они также предсказывают будущее, узнают, что происходит в отдалённых краях; лечат болезни и сами могут насылать их; гадают и узнают о пропавших вещах. Они могут приносить добро и причинять зло людям. Лопари сильно верят в своих колдунов-нойдов, и эту веру в них разделяют вместе с лопарями и коляне и русские поморы. Нойда мог приносить пользу лопарям даже помимо своей воли [ЛВВ, 79]. Общераспространенным понятием о причинах болезней было: порча при помощи наговора или сглаза враждебных колдунов; выражения «нехоро­ ший глаз», «скривил глаз», «глаза на лоб ушли» в быту и фольклоре саамов еще и до сих пор симпатически связываются с проявлением опасной для врагов силы. Достаточно было даже незначительного повода, чтобы кол­ дун или колдунья «рассердились» и наслали на человека волшебные чары [ВЖ 1996, 56]. Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали вооб­ ражение неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешест­ венников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущест­ венных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова. В каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как умеют хорошо стрелять, ловить рыбу или изготавливать прочную ке- рёжу. Саамские колдуны, по данным фольклора, обычные люди, живущие теми же интересами, что и остальные. Они не молятся, не кланяются ка­ ким-либо существам или духам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей, - словом, внешне ничем не выделяются из окружающей среды. Они умеют колдовать так же хорошо, как умеют стрелять, ловить рыбу или из­ готовлять прочную кережу. Колдовство было обычным делом и никого не удивляло, поскольку колдовству мог научиться любой, «если его по друж­ бе научат или хитростью выведает приемы» [ВЖ 1996, 72, 73]. По мере 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz