Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
рает, или на нее обрушится вообще какое-нибудь несчастье. Но опасность проходить по дороге, по которой пронесли бубен, прекращается для жен щины по прошествии трех дней. Как семейная святыня, бубен при переко- чёвках перевозился по дорогам тайным, по которым обыкновенно никто не ходил [ХР 1889, 46-47]. Бубен был неодинаков; но сходство одного бубна с другим выражалось лишь в частностях: в его форме и отчасти рисунках, на нем изображенных. Обыкновенно бубен делался из дерева - сосны, ели или березы, причем требовалось, чтобы дерево «росло посолонь» [ХР 1889, 50]. Бубен употреблялся следующим образом. На него клали кольцо, сделанное из металла, либо из ольхи; к этому кольцу обыкновенно привя зывалось несколько маленьких колец. Иногда большое кольцо заменялось костяной фигурой, имевшей вид буквы «дельта». Когда кольцо было по ложено посередине бубна, начинали ударять молотком в бубен, сопровож дая удары песнею. По направлению кольца, которое двигалось от ударов, узнавали то, что требовалось. Бубном шаманы пользовались в следующих случаях: 1) когда требовалось узнать, что делается в других краях, где на ходится потерянная вещь или животное; 2) чтобы узнать исход предпола гаемого дела или исход болезни; 3) для излечения болезни; 4) чтобы уз нать, какому богу и какое животное принести в жертву; 5) чтобы нанести какой-нибудь вред человеку [ХР 1889, 51]. Не было нойда без бубна: он пел и бил в бубен, чтобы сойти в страну мертвых, по бубну узнавали, ка кому богу и какое животное принести в жертву, выпытывали, что делается в других странах, или гадали, суждено ли больному умереть или выздоро веть, в какую сторону нужно идти для счастливой охоты и т.п. [ДРЛ, 63]. нуэйт куэммдэс - бубен шамана [ММ; ЛГ; АА]. нуэйт - колдун, ясновидящий, в русском произношении нойд, нойда [ММ; ЛГ; АА]. Нойд совмещал в себе сразу несколько функций: жреца, знахаря, колдуна, ворожея [БЛШ, 335]. Пользовались славой могущественных ча родеев далеко за пределами Лапландии [ВЖ 1996, 72]. Искусными колду нами, шаманами были не только мужчины, но и женщины [LND, 158-169; ВЖ 1996, 55]. У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна [ХР, 214]. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень) [ВЖ 1996, 78]. Нойды - кебуны до принятия христианства действительно имели большое значение, это видно и из жития препод. Трифона, который немало терпел зла от них и был даже терзаем !ими. Нойдами делались люди сами добровольно. По смерти нойды дьяволы или какие-то люди, как на зывал их Лопарь, приходили ночью и давались, обещаясь делать все, что 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz