Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
таких камней: сейде (сейте или сите), а в других местах сайво: и то, и дру гое слово значит умерший, покойник. Все компетентные авторы, занимав шиеся религией Лопарей, начиная с Моне и Кастрена, прямо связывают сейдов с почитанием предков. Лопари отождествляли священный камень с покойником в слове, потому что не разделяли их и в представлении, они верили, что покойник превращается в камень, а камень превращается в стихийного духа, оставаясь камнем и покойником [ВлС, 24]. 11.1.3. Лексика шаманизма куэмдэс - саамский бубен, предмет камлания и принадлежность ну- эйтов (шаманов) [ХР, 220]. «...Волшебный свой барабан, который есть не иное что, как продол говато-круглый с одной стороны, кожей обтянутый язык, около которого бывает великое множество веревочек и всяких мелочей. На барабанной коже представлены изображения небесных светил, также зверей, птиц, за- ручительных знаков и сему подобного. Волшебник, положа на оную коль цо и ударяя колотушкой, которую составляет мохнатый олений рог, может, по мнению лопарей, узнать по тому изображению, на коем ляжет попрыги вающее кольцо, какой давать ему ответ на все, до прошедшего и будущего касающиеся вопросы. Они призывают также барабаном своим и духов; причем тело их обмирает, а душа переселяется на сборное духов место и там с ними переговаривает [ГРГ, 56]. В этнографической литературе встречаются сведения, что в русской Лапландии бубнов не было. Однако Золотарёв отрицает эти сведения [ЗЛТ 1927, 19]. Строение и употребление бубна описано у многих исследователей [ХР, 220]. Священный бубен де лался из дерева, растущего посолонь. Он имел вид решета, обтянутого оленьей шкурой, с которой удалена шерсть. На шкуре рисовали изображе ния зверей и птиц, а также чёрточки, квадраты и т.д., знаменовавшие раз ные божества: солнце, громового бога и т.д. [ХРВ, 32]. Нойда священно действовал всегда при помощи бубна. Он сам колотил в бубен. Присутст вующие ему подпевали. Нойда начинал бить сначала тихо, потом скорей и скорей. Он пел и взывал к божеству. Наконец, с ним начинались судороги, потом он падал на землю замертво. Нойдов боялись: суеверные лопари ду мали, что рассерженный нойда может наделать много вреда: в его власти Удержать попутный ветер, остановить на ходу лодку и даже корабль, по слать на своего врага порчу, пустив ему вдогонку по ветру волшебный ка тушек или шар [ХРВ, 37]. Бубен считали предметом столь священным, что ни одна женщина не имела права трогать его. Если женщина пройдет по той дороге, по которой пронесли бубен, она или тотчас умрет, или захво 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz