Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

таких камней: сейде (сейте или сите), а в других местах сайво: и то, и дру­ гое слово значит умерший, покойник. Все компетентные авторы, занимав­ шиеся религией Лопарей, начиная с Моне и Кастрена, прямо связывают сейдов с почитанием предков. Лопари отождествляли священный камень с покойником в слове, потому что не разделяли их и в представлении, они верили, что покойник превращается в камень, а камень превращается в стихийного духа, оставаясь камнем и покойником [ВлС, 24]. 11.1.3. Лексика шаманизма куэмдэс - саамский бубен, предмет камлания и принадлежность ну- эйтов (шаманов) [ХР, 220]. «...Волшебный свой барабан, который есть не иное что, как продол­ говато-круглый с одной стороны, кожей обтянутый язык, около которого бывает великое множество веревочек и всяких мелочей. На барабанной коже представлены изображения небесных светил, также зверей, птиц, за- ручительных знаков и сему подобного. Волшебник, положа на оную коль­ цо и ударяя колотушкой, которую составляет мохнатый олений рог, может, по мнению лопарей, узнать по тому изображению, на коем ляжет попрыги­ вающее кольцо, какой давать ему ответ на все, до прошедшего и будущего касающиеся вопросы. Они призывают также барабаном своим и духов; причем тело их обмирает, а душа переселяется на сборное духов место и там с ними переговаривает [ГРГ, 56]. В этнографической литературе встречаются сведения, что в русской Лапландии бубнов не было. Однако Золотарёв отрицает эти сведения [ЗЛТ 1927, 19]. Строение и употребление бубна описано у многих исследователей [ХР, 220]. Священный бубен де­ лался из дерева, растущего посолонь. Он имел вид решета, обтянутого оленьей шкурой, с которой удалена шерсть. На шкуре рисовали изображе­ ния зверей и птиц, а также чёрточки, квадраты и т.д., знаменовавшие раз­ ные божества: солнце, громового бога и т.д. [ХРВ, 32]. Нойда священно­ действовал всегда при помощи бубна. Он сам колотил в бубен. Присутст­ вующие ему подпевали. Нойда начинал бить сначала тихо, потом скорей и скорей. Он пел и взывал к божеству. Наконец, с ним начинались судороги, потом он падал на землю замертво. Нойдов боялись: суеверные лопари ду­ мали, что рассерженный нойда может наделать много вреда: в его власти Удержать попутный ветер, остановить на ходу лодку и даже корабль, по­ слать на своего врага порчу, пустив ему вдогонку по ветру волшебный ка­ тушек или шар [ХРВ, 37]. Бубен считали предметом столь священным, что ни одна женщина не имела права трогать его. Если женщина пройдет по той дороге, по которой пронесли бубен, она или тотчас умрет, или захво­ 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz