Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

мнению, жизнью лопаря: водит оленей, держит собак, строит вежи, карба­ са, керёжи и т.д. По мнению лопарей, сейт вступает в брак, родится и уми­ рает. Каждый камень, каждая скала, особенно причудливой формы в виде вежи, шалаша или фигуры человека, могут претендовать в глазах суевер­ ного лопаря на обитание сейтом [ЯТЦН , 23, 24]. Поклонялись лопари в старину камням, которые в Лопарской земле есть и до сего времен, и на­ зываются эти камни «сейды». Сейды - это дикие необработанные камни, иногда отдаленно похожие на людей или животных. Чаще всего они нра- ходятся на берегу озер. Перед тем как идти на охоту или на рыбную ловлю, лопари в старину приходили к сейду, просили у него хорошей добычи и обещали за это хорошую жертву. После удачной охоты на дикого оленя приносили к сейду цельные оленьи рога вместе с частью черепа и мазали камень кровью убитого оленя. Лопари верили, что в сейды могли превра­ щаться колдуны (рассказ о колдунье Маресь-аканч). Сейдам приносили жертвы: выбирали самого лучшего в своем стаде оленя, на котором никто еще не ездил, резали этого оленя так, чтобы не испортить у него костей. Варили его в общем котле и ели мясо всем обществом, а кости собирали и складывали у камня так, как будто бы это был целый олень. Клали перед камнем и шкуру оленя. И кости и шкура были жертвой сейду. Для удачной рыбалки было такое моление: весной, когда начинали ловить семгу, на бе­ регу р. Иоанги собиралось все население лопарского погоста. Молились у камня и просили, чтобы уловы были хорошие. Старый рыбак после мо­ ленья брал из реки чашкой воду и пил, после пило воду все общество. Из первого улова брали две рыбины, одну съедали все по кусочку, а дру­ гую клали перед камнем - это была жертва сейду [АЛМ 1930, 44-46]. На­ звание «сейт» обозначает и камень, и духа. Можно думать, что камни эти были прежде надгробными памятниками над могилами предков, а потом уже почитание предка перешло на камень. Сейтам-камням приносили жертвы и обмазывали их кровью или рыбьим жиром. У лопарей существу­ ет много рассказов о сейтах. В одних говорится о происхождении сейтов: в камни превращаются люди. В других рассказывается о столкновении чело­ века с сейтом. Некоторые лопари будто бы знакомы с сейтом и ведут с ним дружбу. Такой лопарь может испортить человека и даже накликать ему скорую смерть [ЛВВ, 78]. Камень наделили способностью жить, двигаться, есть и пить, причинять несчастье. Он принадлежал личности, семье, роду. Лишним доказательством значения сейдов как божеств родовых может служить и то обстоятельство, что женщины не только не имели права при­ сутствовать при жертвоприношениях, но не смели даже приближаться к месту, на котором стоял сейд [ХР 1889, 46]. Самый распространенный среди всех Лопарей культ относился, а до некоторой степени и ныне отно­ сится к священным камням. Значение этого культа ясно из самого названия 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz