Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
могла быть понята соседними с саамами народами, стоявшими на более высоких ступенях развития. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась свое образная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, об ских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жиз ни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытно общинного строя6. Авторы этнографической литературы чаще всего характеризуют саамов как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости по следних являются, главным образом, экономический, общественный и ре лигиозный аспекты. Критике подвергают традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Придавая большое значение религиозному аспекту, М. Кастрен считает, что в этом отношении саамы стоят «на очень низкой степени» и «подобный дикий на род вовсе не способен к высокому религиозному понятию». Авторами низ ко оценивается уровень социального развития саамов. Менее предвзято к оценке и описанию культуры саамов подходят сторонники просветительских взглядов. В.И. Немирович-Данченко пишет следующее: «Вообще, зачастую мне приходилось убеждаться, что лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы. Способно сти их ничуть не ниже наших, изобретательность и сообразительность то же». Феномен культуры саамов в этнографических текстах рассматрива ется с разных точек зрения: 1) коренные народы изображаются как полудикари или же как «меньшие братья», отставшие в развитии от европейцев и неспособные на самостоятельное решение своих экономических и социальных проблем; 2) несмотря на декларацию о защите прав саамов и признание неко торых негативных последствий русско-саамских контактов, при опоре на эволюционистские и просветительские идеи происходит оправдание коло низационного процесса и политики внедрения саамов в структуру россий ского государства, что приводит к разрешению культуры традиционного типа и утрате культурной самобытности . 6Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 7Бодрова О.А. Специфика описания культуры саамов в русской этнографической лите ратуре второй половины XIX века [Электронный ресурс] // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера / Режим доступа: http://folk.pomorsu.ru/index. php?page=opensource/40, свободный. Загл. с экрана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz