Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

могла быть понята соседними с саамами народами, стоявшими на более высоких ступенях развития. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась свое­ образная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, об­ ских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жиз­ ни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытно­ общинного строя6. Авторы этнографической литературы чаще всего характеризуют саамов как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости по­ следних являются, главным образом, экономический, общественный и ре­ лигиозный аспекты. Критике подвергают традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Придавая большое значение религиозному аспекту, М. Кастрен считает, что в этом отношении саамы стоят «на очень низкой степени» и «подобный дикий на­ род вовсе не способен к высокому религиозному понятию». Авторами низ­ ко оценивается уровень социального развития саамов. Менее предвзято к оценке и описанию культуры саамов подходят сторонники просветительских взглядов. В.И. Немирович-Данченко пишет следующее: «Вообще, зачастую мне приходилось убеждаться, что лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы. Способно­ сти их ничуть не ниже наших, изобретательность и сообразительность то­ же». Феномен культуры саамов в этнографических текстах рассматрива­ ется с разных точек зрения: 1) коренные народы изображаются как полудикари или же как «меньшие братья», отставшие в развитии от европейцев и неспособные на самостоятельное решение своих экономических и социальных проблем; 2) несмотря на декларацию о защите прав саамов и признание неко­ торых негативных последствий русско-саамских контактов, при опоре на эволюционистские и просветительские идеи происходит оправдание коло­ низационного процесса и политики внедрения саамов в структуру россий­ ского государства, что приводит к разрешению культуры традиционного типа и утрате культурной самобытности . 6Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 7Бодрова О.А. Специфика описания культуры саамов в русской этнографической лите­ ратуре второй половины XIX века [Электронный ресурс] // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера / Режим доступа: http://folk.pomorsu.ru/index. php?page=opensource/40, свободный. Загл. с экрана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz