Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

субстратном происхождении166. Сейд является объектом поклонения и по­ читания [ЗЛТ 1927, 32]. По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий, сейды превращались в семейные фетиши. Человек прежде всего считался с инте­ ресами сейда. Возле сейда необходимо соблюдать определённые правила: не шуметь, не ругаться, не шутить. Сейду принято было подносить подар­ ки и пищу, которую любили саамы, за это сейд помогал охотиться, ловить рыбу. В противном случае сейд мог наказать, например лишением промы­ слов, болезнями и даже смертью [ВЖ 1996, 73]. Один из самых популярных сейдов в системе Чудзъяврского бассей­ на находится в 4 км от озера Чудзъявр и в 15 км от селения на берегу озера Акияврь, или Бабозера. О легендах, связанных с этим сейдом, подробно написано у Волкова [ВЛК 1996, 74]. Октябрина Воронова, первая саамская поэтесса, написала поэму «Тайна Бабьего озера» о происхождении этого сейда. У В.В. Чарнолуского рассказано о «пустых» сейдах, то есть о тех, в которых, по преданию, еще не так давно обитали духи двух великих хо­ зяев, живших в памяти народа: Разиайке, хозяйки травы и ягельных паст­ бищ, и ее супруга Рухтнаса, заступника людей перед старшим братом грозным Кавраем - вершителем людских судеб [ЧРН 1965, 68]. Издали эти сейды напоминали две величественные фигуры с гордо поднятыми голо­ вами, с бесформенными профилями мужчины и женщины [ЧРН 1965, 69]. «Плоские, широкие и массивные внизу, вверху камни более лёгкие, но то­ же плоские. Лишь камень, символизирующий голову, приближается по форме к обтёсанному шару. На нём камень-куб - шапка» [ЧРН 1965, 68]. В сейде, считали в старину, обитал дух этого камня, предок, родоначаль­ ник обитателей какого-либо населенного пункта [ЧРН 1965, 133]. О сейдах написано у М.А. Кастрена, М. Зафермана, И. Шеффера, А.Л. Ященко, Н.Н. Харузина, М. Пришвина, В.К. Алымова, И.Ф. Ушакова, Д.А. Золота­ рева, Б.И. Кошечкина и др. Сказки о сейдах можно найти в сборнике «Са­ амские сказки» под ред. Г.М. Керта. Считалось, что сейды могут переле­ тать с места на место, поэтому их ещё называли «летучие камни» [БЛШ, 312]. «Они веруют также, что и в воде есть злые боги и богини. Впрочем, боятся они Коболда, ведьм, леших, русалок и проч.» [ГРГ, 56]. По убежде­ ниям саамов, «всё на свете живёт», в каждой вещи есть живое: в воде - во­ дяной, в реке, в каждом дереве, в лесу - свой хбзяин; так и в камне есть живое: недаром и камни летают [ЧРН 1972, 37]. Сейта лопарь представляет как существо невидимое, но имеющее чудное свойство превращаться в живое существо, например, птицу, зверя, рыбу и прочее. Он живёт, по их 166 Керт, Г.М. Саамский язык [Текст] / Г.М. Керт. - Л.: Издательство «Наука» Ленин­ градское отделение, 1971. - С.8 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz