Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

странно огромощенных [нагроможденных, наваленных] камней, нарицают саетами [ГРГ, 56]. Встречались и деревянные сейды - простые древесные стволы, корнем воткнутые в землю, или даже просто древесные пни. Дере­ вянные сейды встречались реже, чем каменные [ХР 1890, 183]. Жизнь в глухой стране, где летом вокруг одной вежи верст на 30 от него нет ни одного человеческого жилья, и где такие явления природы, как гром, мол­ ния и вьюга не могут находить в умах лопарей истинного объяснения, за­ ставляет их чувствовать всю зависимость их от природы, делает их суевер­ ными и в конце концов ведет к прочному укреплению веры в существова­ ние какого-то высшего, непонятного для них духа - «сейта» [ЯЩН, 23]. Вера в сейдов еще до сих пор не исчезла у лопарей. Сейд (или сейде, сейте, сайво) значит по-лопски - священный камень и покойник, умерший. В ста­ рину лопари верили, что покойник превращается в камень, а камень обра­ щается в духа, хотя в то же время и камень остается камнем, и покойник - покойником. Почитая покойников, умерших родичей, веря, что они живут, как стихийные духи, лопарь почитал и священный камень, в который по­ койник превратился —сейд или сайво. Камни были разсеяны всюду, так как у лопарей не было определенных кладбищ или курганов для погребения. Около этих камней приносились жертвы в честь усопшего. Лопари, про­ мышлявшие рыбной ловлей, мазали сейдов рыбьим жиром, испрашивая себе у сейда счастливой ловли. Охотники приносили в жертву сейдам оле­ ня. Если сейд стоял высоко на горе, достаточно было бросить в его сторону простой камень, обмазанный жертвенной кровью. Если сейда не кормить, он умрет, он потеряет власть приносить людям добро или зло и не будет в состоянии помогать своим сородичам и причинять вред их врагам. Ло­ парь поклонялся и первому встречному камню, в котором ему мерещился чужой сейд. Самый могущественный из сейдов был Стурро-Пасе - Сторь- юнкаре; это был сейд из сейдов, и ему посвящался не какой-нибудь от­ дельный камень, но меногие камни [ДРЛ, 62]. Сведения о сейдах имеются уже у авторов XVII в. - Торнея, Шеффера и др. Позднее об этом культе у саамов сообщали М.А. Кастрен, Н.Н. Харузин, И. Квигстади др. По мне­ нию исследователей, в поклонении сейдам у саамов проявляются две ли­ нии верований. С одной стороны, этот культ связан с поклонением пред­ кам (сейды антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). Эти последние сейды пред­ ставляют собой обычные камни или сложенные из камней пирамиды. Сей­ ды могли быть предметом семейного или родового культа, а иногда и культа целого селения. Культ священных камней был распространён почти по всей тундровой зоне Евразии. Он отмечен у ненцев, нганасан, эвенков, северных якутов-оленеводов, юкагиров, коряков, чукчей, камчадалов [ЧРН 1972, 265]. Г,М. Керт переводит это слово как «божество» и говорит о его 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz