Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

низших божеств в пантеоне больше, чем высших богов, и низших божеств лопарю приходится юояться больше, чем высших [ХР, 139]. чаб - исправный, целый, невредимый [СРС, 384]. чоакпесь - прям, перен. черный, темный [СРС, 397]. олма (дллмэ) - человек (мн. люди) [СРС, 241]. Чадцъ-илле - водяные жители [AJ1M 1930, 43,47]. Когда-то лопари верили, что у рек, где они ловили рыбу, были свои «хозяева». К этим «хозяевам» лопари обращались с просьбой помочь им в рыбной ловле. Сохранился рассказ о том, что Цадць-илле не разрешал женщинам ловить рыбу, а после того как женщины нарушили запрет, он покинул озеро и ушел в горы. Там, где он проходил по горе, образовыва­ лась трещина [AJIM 1930, 43, 47]. Чадзь-Ёллей - фольк. Хозяйка воды (в поверьях саамов ) [СРС, 385]. 11.1.2. Лексика фетишизма ерле четъке - камень счастья, или живой камень (окаменевший пло­ ский орех), амулет [ВЖ 1996, 77]. «Камень» представляет собой окаменевший плоский орех, величи­ ной не более медного пятака. Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня э земле или на берегу моря в размывах, по понятиям саамов, приносит счастье, как и дальнейшее обладание им. Однако Н.Н. Волков приобрёл такой камень сравнительно дёшево (за 20 рублей), из чего он заключил о не совсем твёрдой уверенности в его свойствах у со­ временных саамов. По мнению Н.Н. Волкова, это амулет местного значе­ ния и понятие о нём заимствовано у поморов, так как в западной части Кольского полуострова о нем ничего неизвестно. Один такой амулет хра­ нится в Российском этнографическом музее, куда был передан Н.Н. Вол­ ковым [ВЖ 1996, 77]. ёррлэ - потереть, порастирать, натереть [СРС, 81]; чаццъкэ - бросать [СРС, 388]. сеид (сейды) - священные камни саамов, культ которых в прошлом был распространён по всей Лапландии. «...Из камней устроенные идолы: первых называют они пассами, а последних, кои видны больше при озерах и реках и состоят из целых груд, 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz