Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
Айеке или просто Айя [ХР 1890, 146]. Трудно сказать, насколько культ бо- га-грома исключительно лопарский, насколько тут нет посторонней при меси; очень возможно, что на развитие этого культа имела большое влия ние и мифология скандинавов, с которыми, как я говорил выше, они столкнулись в далекие времена; у скандинавов же культ Тора был сильно развит и нет невероятного, что лопари испытали на своем пантеоне влия ние своих соседей [ХР 1890, 149]. По саамской легенде, он гонится за зла торогим оленем. «Великой Тьермес гонит грозовые(тучи. Голова его в небо уходит, десять кряжовых сосен - его рост. Зелёный шаст - его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук; он молниями бросает стрелы... Тьермес видит добычу и Тьермес смеётся: и громы гро хочут, и небо высоко уходит, высоко и падает вниз...» [ЧРН 1965, 80]. Возможно, это имя собственное соответствует имени шведского бога Тора, древнефинскому Туррисас. Имя это очень древнее, о чем говорит И. Шеф фер, приводя легенду о финском царе по имени Торр, величайшем из ко ролей Нора, откуда, по мнению некоторых ученых, произошло название Норвегии. И. Шеффер приходит к выводу, что бог Тор получил название от какого-то древнего царя Торра или Турра и стад предметом поклонения у финнов, а от них перешел к лопарям вместе с языком, обрядами и обы чаями [ШФР, 29]. На языке самих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обозначает у них «все, производящее шум и грохот » [ШФР, 43]. Тиирьмесь - гром [СРС, 352]. tiermes, без пометы религ., (А. Генетц - Termes религ.) - древний Бог [ITK, 590]. Тшабла-олбмак - «прекрасные мужи», Тгиаппес-олбмак - «черные мужи» [ВлС, 25]. Усматривая во всех явлениях природы и человеческой жизни дейст вие демонических существ или духов, Лопари, естественно, различали ме жду этими последними добрых, благодетельных от злых, т.е. вредных. Этим последним, разделявшимся на многие разряды с особыми названия ми, приписывались главным образом болезни людей и животных и разру шительные бури. В настоящее время все эти духи, и притом не только «черные мужи», но отчасти и «прекрасные мужи», превратились просто в чертей или бесов (перкеле) [ВлС, 25]. Кроме богов высших, есть еще целая масса высших существ, живущих и реющих повсюду, и в воде, и в воздухе, и в лесах, и ягелевых равнинах, - существ, которые могут быть одинаково и благодетельными, и вредными для лопаря. Масса великанов населяет ле са и равнины Лапландии, похищает лопарских детей и съедает их. И таких 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz