Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
лесу «так, что не выйдешь»; поэтому-то и необходимо, проходя по лесу, соблюдать тишину [ХР 1889, 61]. Когда-то лопари верили, что у рек, где они ловили рыбу, были свои «хозяева», были такие «хозяева» и у мест, где они охотились на диких оленей, и у гор, вблизи которых они жили или пасли своих оленей. Были «лесные хозяева». Ко всем этим хозяевам лопа ри обращались с различными просьбами, просили помочь им в рыбной ловле, в охоте на диуих оленей или на других зверей, и в оленеводстве [Алымов 1930,43]. Meatmas: Santa-M. (религ.) - главный, первый дух у русских саамов [ITK, 245]. Поц-хозин и Поц-хозик - Кроме Луоте-хозике обязанность оберегать оленей лежит еще на Поце-хозине и Поце-хозике, (муж и жена). Они также пасут оленей, оберегают их от волков, но так же, как и Луоте-хозике, не могут уберечь от злого человека. С Луоте-хозике они живут мирно [ХР 1889,61]. Пырт-хозяин - лопарский домовой [ХР 1890,240]. Покровитель дома, лопарский домовой живёт во всяком лопарском доме. Местом пребывания Пырт-хозяина служил камелек [КШЧ 2, 120]. Как воспоминание о связи Пырт-хозяина с домашним очагом сохранился следующий обычай у кольских лопарей: куда бы они ни приезжали, снача ла зажигали огонь в камельке, а потом только сносили кладь. Это делалось для того, чтобы Пырт-хозяин был ласковее. На ночь в камелёк подклады- вали жар и затем ножом трижды крестили камелёк. Когда лопари уезжали, они оставляли на покидаемом месте в камельке дрова, спички и растопку, чтобы по возвращении скорее зажечь огонь, иначе с кем-нибудь случится болезнь. «Ясно, что Пырт-хозяин есть лишь извращенный предок, обло мок некогда развитого верования в духов - покровителей дома». Древние помещали под очагом души усопших или домашних духов. Рассказывали, что Пырт-хозяин весь в шерсти, словно собака [ХР 1890, 240]. Прежние домашние духи, которых лопари поселяли под очагом и которых чтили жертвоприношениями, перешли в обыкновенного домового, по лопарски - перт-хозяин. Домовой, как почти всюду, обратился в духа недоброго, вре дящего и мешающего жителям данного дома. Воспоминание о нём как о предке утратилось совершенно, и его не только не ублажают жертвами, но даже рады, когда он уйдёт из дома. Как воспоминание о связи перт- хозяина с домашним очагом сохранился следующий обычай, распростра нённый почти у всех так называемых кольских лопарей: именно, куда бы 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz