Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

селения, каких оленей указало ему божество во сне для жертвоприноше­ ния. При этом он описывал масть и расположение рогов так, что хозяева стад могли определить, о чьих оленях идет речь. После объявления сна хо­ зяева жертвенных оленей всячески старались береь их, освобождая от ра­ боты и даже воздерживаясь от прикосновения к ним. В марте месяце муж­ чины селения вместе с нойдой и назначенными им людьми для убоя оле­ ней, предварительно вымывшись и надев чистое платье, отправлялись в избранное нойдой место жертвоприношения, привязав сзади к керёжам164 жертвенных оленей. На избранном месте (обычно - в негустом лесу или на небольшой полянке), строили две куваксы165, в одной из которых помеща­ лись повара, в другой - остальные. Перед тем как приступить к убою оле­ ней, повара раздевались догола и обливали друг друга водой, окрашенной ольховой корой. Затем надевали особое платье и ударяли оленя палкой по лбу и, когда он падал, прокалывали ножом сердце. Вытекающей кровью мазали палки, снимали шкуру так, чтобы нигде не было надрезов, кроме линии на животе и по ногам. Голову отделяли от туши и оставляли вместе со шкурой. Сделав нечто вроде скамейки (или каркаса из прутьев), шкуру растягивали, голову устанавливали на восток и получалось чучело оленя. Затем мясо варили и приступали к поеданию. Язык делился на такое коли­ чество частей, сколько было участников жертвоприношения - мужчин. Мясо отделялось от костей, которое, будучи обрызгано отваром ольховой коры, складывались вместе и закапывались в землю возле шкуры. Утром нойда рассказывал всем собравшимся сны и гадал о будущем, о возмож­ ных рождениях или похоронах. По словам стариков, жертвоприношения устраивались с целью увеличить стада оленей, для увеличения благосос­ тояния всех саамови общего здоровья. Жертвоприношения продолжались иногда более двух недель, причем ежедневно убивали одного-двух живот­ ных [ВЛК 1996, 74-75]. Мец-хозяин - хозяин леса [КШЧ 1, 120], лесной дух [ХР 1890, 152]. Живёт Мец-хозяин в лесу, сам он чёрный, с хвостом. Людям зла не делает, если они ему не досаждают. Любит тишину, сердится, если начи­ нают шуметь, тогда наказывает таких людей, заводя их в непроходимые места [ХР 1890, 152]. Лесной дух - меце-хозине живет в лесу; черный с хвостом; зла людям он не делает, если люди ему не досаждают; но если они в лесу начинают кричать, шуметь или петь, то мец-хозине завеет их в Керёжа ( кёресь) - древние саамские сани без полозьев [СРС, 106]. Кувакса - передвижное жилище саамов конической формы, строится из жердей, ле­ томпокрывалось брезентом, зимой оленьимишкурами. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz