Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

Луот-хозик - женское божество, покровительница оленей и пастбищ [ВЖ , 74], «оленья хозяйка, дух-женщина» [ХР 1890, 152]. Самая многочисленная группа духов в древнем пантеоне саамов бы­ ла связана с повседневной жизнью и хозяйственными занятиями саамов. Это были «хозяева», первое место среди которых занимала Луот-хозик. У этого божества всегда в руках веретено; поворачивая его туда и сюда, она направляет ветры и стада в нужную сторону [ЧРН 1972, 90]. Перед тем как отпустить оленей на вольный выпас, саамы просили у Луот-хозик: «Луот- хозик, береги наших оленей». При благополучном возвращении оленей по­ сле вольного выпаса саамы благодарили покровительницу: «Спасибо тебе, Луот-хозик, что поберегла наших оленей». Она посылала оленям богатые оленьим мхом пастбища, оберегала их от диких животных. Облик этого божества зооантропоморфный: «Ходит на ногах, как человек, и лицо чело­ вечье, только вся в шерсти, как олень». Для саамов это божество имело особое значение, так как их жизнь была связана с оленями, а Луот-хозик охраняла и пасла оленьи стада. Она же посылала охотнику дикого оленя. Луот-хозик живет в тундре среди богатых ягелевых полей [ХР 1890, 152]. Сакрально-интимное отношение саамов к оленю» выражалось в использо­ вании его в качестве жертвенного животного Луот-хозик, матери-хозяйке [ВЖ , 75]. Современные саамы не помнят или не знают значения этого слова. В горах живет другой дух, женский - Луоте-хозике (оленья хозяй­ ка). Это божество особенно близко к лопарям, так как в горах обыкновенно проводят олени все лето. Дело в том, что спуская оленей на волю летом, лопари уезжают сами по своим тоням; таким образом, олени остаются без всякого присмотра, и обыкновенно осенью, когда лопари собирают своих оленей, они многих не досчитываются. Если олени оказались целыми, то это дар и знак милости Луоте-хозике: она посылает оленям богатые паст­ бища из оленьего мха, она оберегает их от диких зверей; лишь от человека она не может уберечь стада. Лопари её не боятся: она охраняет и пасёт стада оленьи, самое дорогое, самое ценное из убогого имущества лопаря. Она же посылает и охотнику дикого оленя. Даже если часть оленей пропа­ дёт, то её не винят [ХР 1889, 60-61]. luothozjik, Luot-hozik (религ.) - хозяйка диких оленей [ITK, 229]. Лухтварръ (у ловозерских саамов), лухтцай (у семиостровских саа­ мов) - обряд жертвенного поедания оленей. Обряд, несомненно, предназначался Луот-хозик, хотя представлений о ней у рассказчиков этого обряда не сохранилось. Инициатором жертво­ приношения всегда являлся нойда-колдун селения, устраивая поедание от 12 до 24 оленей через каждые 3-5 и более лет, Нойда объявляет жителям 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz