Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

вероятно, совпадало по времени со становлением их языка и основных особенностей материальной культуры2. Самоназвание саамов - samlinc, samta, sabme, sapmelas и др. Лопаря­ ми называли саамов их соседи: русские - лопарь; финны, карелы - lappi, шведы - 1арр. До 1930-х гг. саамский народ в России называли «лопаря­ ми», сегодня это название устарело. В литературе о саамах наряду с назва­ нием «саамы» используется слово «саами». Хотя саамы считаются на сегодняшний день одним из наиболее изу­ ченных этносов мира, проблема их происхождения остается недостаточно освещенной и дискуссионной. Для разрешения этого вопроса начиная с XIX в. было выдвинуто много гипотез, все они могут быть представлены в рамках трех основных концепций: 1) саамы - народ автохтонный, с глубокой древности занимает территорию на Севере Европы; 2) саамы - пришельцы с востока или юго-востока: Приуралья, реже Зауралья и Западной Сибири; 3) в образовании саамов принимало участие как местное, так и пришлое население (европеоидное и монголоидное)3. Саамы с давних времен привлекали внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно, а сведения, долгое время поступавшие лишь от немногочисленных путешественников, были крайне разноречивы. Возможно, о лопарях, называя их финнами, упоминает римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвы­ чайную дикость и отвратительную бедность4. В русских летописях население Кольского полуострова именуется как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». В летописях рассеяны сведения о жизни, занятиях и верованиях саамов. Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монаше­ ские рукописи основанного в 1436 г. Соловецкого монастыря свидетельст­ вовали, что «лопляне ... яко зверие дикие живуще в пустынях непроходи­ мых, в разселинах каменных, не имуще ни храма, не инаго потребного к жительству человеческому; но токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежа же - кожа еленей тем бяше»5. Можно предположить, что такие впечатления от саамов были связа­ ны с настолько самобытной культурой этого северного народа, что она не 2Манюхин И.С. Происхождение саамов (опыт комплексного изучения). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002. С. 7. 3Манюхин И.С. Происхождение саамов. С. 3-4, 4Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 11. Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 118. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz