Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

назвать лингвистическим комментарием, то информация о понятии/реалии включена в комментарий различного типа: фактический и культурологи­ ческий. Фактический комментарий соответствует уровню описания научного понятия (элемента, процесса, исторического факта, биологического суще­ ства, факта общественной жизни и т. д.). Ему свойствен объективизм, точ­ ность, конкретность. Ярким примером описания научного понятия являют­ ся дефиниции к терминам как в специальном словаре, так и в энциклопе­ дическом и толковом. Признаки предмета, актуализированные в фактическом коммента­ рии, чаще всего совпадают с его признаками, представленными в энцикло­ педическом словаре. Культурологический комментарий отличается от фактического на­ личием информации, которая имеет отношение к носителю языка (функ­ ции предмета не в природе, а по отношению к человеку, использование че­ ловеком, применение в человеческой практике и т. д., т. е. роль предмета в культурной жизни). Содержание комментария определяется несколькими факторами, в том числе типом лексики, назначением словаря, а для двуязычного сло­ варя еще и разницей культур. Так как в представляемом словаре будут представлены слова духов­ ной культуры, комментарий будет содержать прежде всего описание тра­ диций, обрядов и ритуалов. См., напр., комментарий к слову поченъ: пояс напоминал бубен, ко­ гда он лежал на ровном месте и в свернутом виде. Пояс-почень был сделан из черной полосы кожи, длинной в обхват талии среднего человека, шири­ ной около 1/4 аршина; сверху он был обшит суконными лентами трех цве­ тов: верхняя лента была желтого цвета; средняя - любимого цвета саами красного цвета; нижняя - черного цвета; по полосам была вышивка из би­ сера разных цветов; сзади пояса было три медных кольца. При обрядах ло- парь-кебун надевал пояс-почень на себя и в нем пророчествовал или лечил больных. При лечении пояс три раза обносили около поясницы больного, но больному не надевали. После третьего обноса пояса больной ударял ке- буна 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: «Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне». Кебун отвечает: «Завтра же все узнаешь». На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбу больного156. 156 Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки / Н.Н. Волков. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской ака­ демии наук. Каутокейно, СПб.: Саамский Институт, 1996, № 1. С. 77-78. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz