Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

но представлен в книге Н.П. Большаковой. Однако лингвистического ана­ лиза лексических единиц данной ТГ до сих пор предпринято не было. В словарях обычно указывают на один из признаков праздника - «пустой день, не наполненный работой»149. Выполнение работы в праздник - грех, по понятиям людей, информантов. Архаичное понятие, обозна­ чающее праздник, в кильдинском обозначается словом пассьпеййв, что значит «воскресенье» [СРС,250]; «1) выходной день; 2) воскресенье» [ССРРС,70]; букв, «святой день». «У всех народов мира также существова­ ли названия праздников, содержащих идею сакральности (ср.: рус. святки, пол. Swieto, серб.-хорв. с веИаник и т.п. - от svet «святой», «сакральный»; англ. holiday, holy - «святой»)»150. В саамском языке слово праздник также содержит идею сакральности и переводится букв. «святой день» - пассъ пёййвъ. В названиях праздников оставил своеобразные следы процесс хри­ стианизации саамов, который протекал с XVI в. Анализ лексического ма­ териала позволил выделить одну ЛСГ - «Наименования праздников». Лек­ сический материал представляется целесообразным расположить в соот­ ветствии с календарем. 8. Словарь лексики духовной культуры кольских саами как лингвострановедческий словарь Реконструкция языковой (наивной) картины мира составляет одну из важнейших задач современной лингвистической семантики. Для саамского языка это имеет особую актуальность и в социолингвистическом аспекте. Язык саами Кольского полуострова относится к постепенно угасающим языкам. Это связано с рядом причин, среди которых - сокращение числа носителей диалектов (на нотозерском и бабинском диалектах на сего­ дняшний день не осталось ни одного говорящего), отсутствие литератур­ ного языка, ассимиляция саамского языка русским, использование саам­ ского языка носителями в основном только на бытовом уровне, проблемы с преподаванием саамского языка в школах, интернате (изучается только факультативно), невостребованность родного языка в среде молодого по­ коления саамов. Кроме того, у саами долгое время отсутствовала письмен­ 9 Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2 / Глав. ред. и автор проекта С.Я. Левит М.: «Российская политическая энциклопедия», 2007. С. 271; Ожегов С.И. Словарь рус­ ского языка С. 511; Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. СА. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. С. 954. Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX - начало XX в.). СПб.: Наука, 1994. С. 14. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz