Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
самка с 4 до 8-10 лет; самая сильная и мудрая становится вожаком стада) [СРС, 23]; вуэгкшэ - считать густошерсным (напр, оленя) <...> (густошер стные шкуры бывают у оленей, забитых зимой, и идут на совики, обувь, одеяла и т.п.; на малицу берутся легкие шкуры от оленей, забитых осенью) [СРС, 53]; табпъ - столб, пирамида (высотой около полутора метров, складывается на вершинах тундровых гор для ориентирования) [СРС, 340]. 3. Символическая значимость. Символическая значимость реалии понимается в настоящей работе как указание на некий факт, который известен каждому носителю языка и связан с местом реалии в данной культуре. Знание этого факта помогает индивиду ощущать себя частью этноса, определяя свое поведение (в дан ном случае речевое) по определенным эталонам, общепринятым в данном этносе нормам, словесным и поведенческим клише. Место реалии в данной культуре создается несколькими факторами: ролью реалии (например, в ритуале, обряде или в жизни страны и народа) и традиционностью ее восприятия (образ в фольклоре, литературные обра зы, речевые клише, образы, проникшие в сферу бытового сознания, офи циальные/неофициальные символы стран и т.д.). Символ всегда активизи рует в памяти носителя языка традиционный образ, типовую ситуацию, которая связана с религиозными, мифологическими и народными пред ставлениями. Поэтому указание на символической значение реалии в дву язычном словаре должно включать несколько типов информации: указание на религиозно-мистическую, народно-бытовую и политическую символи ку. Такая информация будет национально специфической, так как пред ставляет характерные для данной культуры ассоциации и обеспечивает по нимание носителем языка. Объектами символики могут быть разные группы предметов. В ис следованном словаре объектами символики, как это и следовало ожидать, стали в первую очередь явления природы (см.: иммель лоанньт - оляпка (букв, божья птичка; по саамским поверьям эта птичка принесла богу тра винку, с которой пошла земля) [СРС, 91]). В некоторых случаях обобще ния явились результатом многовекового жизненного опыта (см.: кйллев - разговорчивый, болтливый; кйллев парна кугкь ев ёль - дети, рассуждаю щие как взрослые, долго не живут (по саамским поверьям дети, рано взрослеющие умственно, долго не живут) [СРС, 109]). Естественным мож но считать и факты обращения к религиозно-мифологическим представле ниям саамского народа (см.: саннЬ - заговор, слово; соанэтЬ вуэссьтэ - купить заговор (по саамским поверьям считалось, что заговор не будет иметь силы, если его не купить) [СРС, 315]). 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz