Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

мотивы, например, на деревянных поплавках для рыболовных сетей - оди­ ночные изображения стилизованного оленя, крупной рыбы, лодки с пару­ сом и какого-то непонятного драконовидного существа. Появление фигу­ рок, внешне похожих на рисунки лопарских шаманских бубнов, на при­ надлежностях рыбной ловли было связано, очевидно, с производственной магией [КСМ 2002, 62]. По всем основным признакам (мотивам, компози­ ции, технике) саамская резьба по дереву и бересте характеризуется как яв­ ление глубоко архаичное на Европейском Севере. Интерес представляют аналогии, которые наблюдаются в технических приёмах резьбы саамов, а также в особенностях форм некоторых категорий деревянных изделий с изделиями не только прибалтийско-финских, но и народов Урала и Сибири [КСМ 2002,65]. югкеруэсск кусъкэнЬ куаррма — аппликация цветным сукном [АА]. Меховые изделия (одежду, предметы обихода) саамы, наряду с мо­ заикой, украшали и цветным сукном. Для этого они использовали покуп­ ные шерстяные ткани, считавшиеся более ценными, чем сукно собственно­ го изготовления. В качестве декоративного материала сукно применялось ещё в позднем средневековье. В XIX - начале XX в. цветные ткани у коль­ ских саамов относятся к наиболее распространённым материалам для ук­ рашения меховых и иных изделий. При украшении изделий из меха саамы использовали суконные ткани жёлтых, синих цветов, но предпочтение от­ давали красным. Изредка употребляли чёрное, а в настоящее время широ­ ко применяется зелёное сукно [КСМ 2002, 34]. Наиболее распространён­ ными до недавнего времени были аппликации, выполненные сукном по сукну. Реже встречались аппликации, сделанные сукном по коже и кожей по коже [КСМ 2002, 37]. югке шишшенЬ куаррма - аппликация замшей [АА]. В меховой мозаике применялись шкурки птиц, тюленя, нерпы в со­ четании с оленьей замшей и сукном. Наиболее часто использовались ку­ сочки оленьего меха серого, белого, коричневого цветов [ВЖ 1939, 49]. После распространения на Кольском полуострове самодийских оленей чёрного окраса саамские женщины в меховой мозаике стали использовать чёрные шкурки в сочетании с белыми [ЧРН 1930, 25]. Аппликация - раз­ новидность орнаментации изделий, занимала видное место в искусстве всех групп саамов. Особенность аппликации саамов состоит в том, что она выполнена не только сукном по сукну или кожей по коже. В этом виде техники саамские женщины использовали разные материалы и их сочета­ 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz