Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
тбххтэ куэшшъ - шкура гагары [АА]. Для шитья различных изделий (кисетов, мешочков для мелких ве щей, ковриков) широко использовались и шкурки водоплавающих птиц, особенно гагар. При их изготовлении брались целые шкурки-«чулки» с птиц вместе с клювом, отдельные части со спины, а также перепончатые лапки с когтями [КСМ 1993, 15]. Это древняя разновидность утилитарно декоративных материалов. На шитьё небольших сумочек и кисетов шли целые шкурки-«чулки» и отдельные её части: шкурки со спины, с пере пончатых лапок, сохранялись на изделии даже когти. В фондах Музея ан тропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) хранится кисет, сшитый из гусиных лапок с когтями по краю изделия. В конце XX в. из тёмных и светлых шкурок, снятых со спины водоплавающей птицы, кольские женщины шили в основном мозаичные коврики, аналогичные по форме и назначению коврикам из оленьих шкур [КСМ 2002, 28]. тбррк - шуба [АА; ГА]. Торрка - старинный вид саамской женской одежды, давно вышед шей из употребления. По одним источникам, это короткая распашная оде жда до бедра из овчины, оленьих шкур, шкурок лебедя мехом (пухом) внутрь, по другим - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь, короче печка (выше колен). Торрку делали нарядной: сверху покрывали сукном или дорогой тканью, обшивали низ рукавов и полы заячьим, песцовым или лисьим мехом и использовали как верхнюю праздничную одежду. Надева ли поверх юпы или сарафана, при сильном холоде её надевали на печок. В некоторых описаниях говорится, что саамы покупали торрку в Коле у рус ских. Вероятно, позднее саамские женщины стали шить эту одежду сами [КУЛ, 19]. тбррк- шуба [СРС, 358]. тряпка - кисти платка, скатерти; бахрома [АА]. тубэрк - тоборки[АА]. Весной и осенью носят тобурки, голенища которых делают из ста рых выносившихся пимов или яров, а оголовье из тюленьей просмоленной кожи, подвергнутой этой обработке уже в сшитом готовом виде. Для про- смаливания тобурки ставят в таз, наполненный смоляной водой, внутрь также наливают эту жидкость. Просмоленная таким способом в течение полутора суток обувь уже не боится сырости [ИвД, 67]. Повседневная 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz