Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

тбххтэ куэшшъ - шкура гагары [АА]. Для шитья различных изделий (кисетов, мешочков для мелких ве­ щей, ковриков) широко использовались и шкурки водоплавающих птиц, особенно гагар. При их изготовлении брались целые шкурки-«чулки» с птиц вместе с клювом, отдельные части со спины, а также перепончатые лапки с когтями [КСМ 1993, 15]. Это древняя разновидность утилитарно­ декоративных материалов. На шитьё небольших сумочек и кисетов шли целые шкурки-«чулки» и отдельные её части: шкурки со спины, с пере­ пончатых лапок, сохранялись на изделии даже когти. В фондах Музея ан­ тропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) хранится кисет, сшитый из гусиных лапок с когтями по краю изделия. В конце XX в. из тёмных и светлых шкурок, снятых со спины водоплавающей птицы, кольские женщины шили в основном мозаичные коврики, аналогичные по форме и назначению коврикам из оленьих шкур [КСМ 2002, 28]. тбррк - шуба [АА; ГА]. Торрка - старинный вид саамской женской одежды, давно вышед­ шей из употребления. По одним источникам, это короткая распашная оде­ жда до бедра из овчины, оленьих шкур, шкурок лебедя мехом (пухом) внутрь, по другим - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь, короче печка (выше колен). Торрку делали нарядной: сверху покрывали сукном или дорогой тканью, обшивали низ рукавов и полы заячьим, песцовым или лисьим мехом и использовали как верхнюю праздничную одежду. Надева­ ли поверх юпы или сарафана, при сильном холоде её надевали на печок. В некоторых описаниях говорится, что саамы покупали торрку в Коле у рус­ ских. Вероятно, позднее саамские женщины стали шить эту одежду сами [КУЛ, 19]. тбррк- шуба [СРС, 358]. тряпка - кисти платка, скатерти; бахрома [АА]. тубэрк - тоборки[АА]. Весной и осенью носят тобурки, голенища которых делают из ста­ рых выносившихся пимов или яров, а оголовье из тюленьей просмоленной кожи, подвергнутой этой обработке уже в сшитом готовом виде. Для про- смаливания тобурки ставят в таз, наполненный смоляной водой, внутрь также наливают эту жидкость. Просмоленная таким способом в течение полутора суток обувь уже не боится сырости [ИвД, 67]. Повседневная 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz