Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
Краткий анализ бисерного шитья на основных категориях саамских изделий позволяет утверждать, что их орнамент, несмотря на распростра нённость мотивов, глубоко оригинален за счёт наделения основных орна ментальных узоров специфическими дополнительными деталями. Наибо лее распространены петлевидные и мелкие кружковые элементы. Они до полняли почти все саамские прямолинейно-геометрические и криволиней ные бисерные мотивы. Аналогий такой трактовке орнаментальных фигур в бисерном шитье других народов Севера нет. В то же время такие сочета ния наблюдались на орудиях железного века и раннего средневековья у древних саамов северной Фенноскандии [КСМ 2002, 49]. чоаххъпэсъ пыссьренЬ куарант - вышивка черным бисером [АА]. пыссьренЬ куаррэй чёххъп - мастерица по работе с бисером [АА]. пыссяр - бисер [АА; ММ; НА; ПМ; ЕО]. В течение последних двух столетий цветной фарфоровый бисер был у кольских саамов наиболее распространённым материалом для декориро вания суконных, нередко кожаных и даже меховых изделий. В XX в. вме сто фарфорового мелкого бисера они стали употреблять стеклянный круп ный бисер, которым и поныне орнаментируют предметы одежды и быта (обувь, настенные коврики и т.д.). Распространяться фарфоровый бисер начал у народов Севера не ранее середины XVIII века, когда было налаже но его отечественное производство, прерванное в XII в. татаро- монгольским нашествием. Ловозерские саамы покупали бисер в Архан гельске, бабинские - в Кандалакше. Для декорирования суконных, кожа ных, меховых изделий саамские женщины использовали различное соче тание бисеринок белого, голубого (синего), жёлтого, иногда зелёного цве тов. Белый бисер играл основную роль. Фоновым материалом для нашива ния бисерных узоров обычно бывало красное сукно, реже ровдуга [КСМ 2002, 42,43]. Врем^ появления бисера как декоративного материала в саам ской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу XVIII-XIX вв. Путешественник и исследователь того времени Н Озерец- ковский упоминал Праздничную оленью сбрую и обувь саамов, унизанные бисером. Исследователь того же времени И. Георги шитьё бисером не упоминает. Можно предположить, что бисер как декоративный материал был знаком саамам уже в XVIII в., но не так широко, как позже. Косвенно на это указывают разные названия бисера в саамской лексике: наряду с бытовавшей калькой с русского « пёссяр », он был известен как « кёддьк » - камень [КСМ 1993, 60]. Это был покупной материал, разноцветный бисер 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz