Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

Краткий анализ бисерного шитья на основных категориях саамских изделий позволяет утверждать, что их орнамент, несмотря на распростра­ нённость мотивов, глубоко оригинален за счёт наделения основных орна­ ментальных узоров специфическими дополнительными деталями. Наибо­ лее распространены петлевидные и мелкие кружковые элементы. Они до­ полняли почти все саамские прямолинейно-геометрические и криволиней­ ные бисерные мотивы. Аналогий такой трактовке орнаментальных фигур в бисерном шитье других народов Севера нет. В то же время такие сочета­ ния наблюдались на орудиях железного века и раннего средневековья у древних саамов северной Фенноскандии [КСМ 2002, 49]. чоаххъпэсъ пыссьренЬ куарант - вышивка черным бисером [АА]. пыссьренЬ куаррэй чёххъп - мастерица по работе с бисером [АА]. пыссяр - бисер [АА; ММ; НА; ПМ; ЕО]. В течение последних двух столетий цветной фарфоровый бисер был у кольских саамов наиболее распространённым материалом для декориро­ вания суконных, нередко кожаных и даже меховых изделий. В XX в. вме­ сто фарфорового мелкого бисера они стали употреблять стеклянный круп­ ный бисер, которым и поныне орнаментируют предметы одежды и быта (обувь, настенные коврики и т.д.). Распространяться фарфоровый бисер начал у народов Севера не ранее середины XVIII века, когда было налаже­ но его отечественное производство, прерванное в XII в. татаро- монгольским нашествием. Ловозерские саамы покупали бисер в Архан­ гельске, бабинские - в Кандалакше. Для декорирования суконных, кожа­ ных, меховых изделий саамские женщины использовали различное соче­ тание бисеринок белого, голубого (синего), жёлтого, иногда зелёного цве­ тов. Белый бисер играл основную роль. Фоновым материалом для нашива­ ния бисерных узоров обычно бывало красное сукно, реже ровдуга [КСМ 2002, 42,43]. Врем^ появления бисера как декоративного материала в саам­ ской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу XVIII-XIX вв. Путешественник и исследователь того времени Н Озерец- ковский упоминал Праздничную оленью сбрую и обувь саамов, унизанные бисером. Исследователь того же времени И. Георги шитьё бисером не упоминает. Можно предположить, что бисер как декоративный материал был знаком саамам уже в XVIII в., но не так широко, как позже. Косвенно на это указывают разные названия бисера в саамской лексике: наряду с бытовавшей калькой с русского « пёссяр », он был известен как « кёддьк » - камень [КСМ 1993, 60]. Это был покупной материал, разноцветный бисер 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz