Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

несаамских скатертей и отчасти коробов, перекликаются с узорами на леп­ ной керамике эпохи железа восточной Фенноскандии [КСМ 2002, 59]. пёщк - в русском произношении «печок». Длинная глухая, т.е. без разреза спереди, одежда из оленьих шкур, обычно тёмно-коричневого цве­ та, мехом наружу, немного расширяющаяся к подолу, основной вид муж­ ской и женской зимней верхней одежды кольских саамов. Мужской печок был длиной ниже колен, женский - длиннее, иногда до самой щиколотки. Саамы надевали печок поверх летней рубахи из сук­ на или вязанного из разноцветной шерсти жилета-фуфайки. Под печок также надевали душегрейку, короткую нагрудную одежду без рукавов с застёжкой спереди, которую шили из шкур молодых оленей или из толсто­ го сукна. Такие душегрейки носили как женщины, так и мужчи- ны[КУЛ, 17]. пима - пимы [АА]. Нарядная обувь с длинными голенищами, заимствованная саамами у коми в конце XIX - начале XX в., сшитая из тёмных (для мужчин) или че­ редующихся тёмных и белых койб (для женщин), с подошвами из оленьих щёток (грубый волос с нижней части ног оленя). В пимы саами, как и ко­ ми, надевают липты, меховые чулки, сшитые из оленьих шкур мехом внутрь, длиной выше колен. Чтобы пимы не сползали с ног, их привязыва­ ли к поясу узкими кожаными ремешками, а под коленями подвязывали вя­ занными, плетёнными или тканными из овечьей шерсти оборами (подвяз­ ками). В XX в. яры были полностью вытеснены пимами [КУЛ, 27]. пима - пимы ( праздничная зимняя национальная обувь до бёдер, шьётся из белых койб, украшается орнаментом из койб контрастного цвета и цветного сукна ) [СРС, 256]. поаййн - краска [АА]. При изготовлении обор, чулок, поясов и рукавиц шкурки красили настоем ольховой, ивовой или березовой коры, позднее - красной, желтой, фиолетовой и другими красками. Любимый цвет саамов и наиболее рас­ пространенный в художественных изделиях - красный. Возможно, что особая симпатия к красному цвету выработалась в результате употребле­ ния настоя ольховой коры, имевшего не только практическое, но и религи­ озно-очистительное значение [ВЛК 1996, 49]. Краски, употреблявшиеся для росписи по коже, неизвестны. Вероятно, для них, как и для однотонной 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz