Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

кыръй - украшение [АА]. Саамские орнаменты на одежде, орудиях труда и утвари по их фор­ мам можно отнести к трём основным типам: 1) ромб и квадрат, 2) тре­ угольник, зигзаг, ломаная прямая линия, 3) круг, розетка, звезда, крест. Ис­ толковывая сущность саамского изобразительного искусства, нельзя огра­ ничиваться только сравнением его внешних сторон. Это будет механиче­ ским упрощением. Ключ к уяснению содержания орнаментов надо искать в идеологии, в мировоззрении саамов. На покрышках шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются и в орнаментах кольских саамов. Те знаки, которые расшиф­ рованы, позволяют судить о связи изобразительного искусства древних саамов с космогонией и верованиями их [ВЖ 1939, 50; 1996, 49]. Харак­ терной чертой саамского орнамента является всюду выраженный геомет­ рический стиль. Реалистическая его основа столь стилизована, что ни один из известных мне рисунков не позволяет приблизиться к понятию о пред­ метах, которые послужили основой для подражательной стилизации. Здесь мы не находим свойственных многим народам вариаций древесных расте­ ний. Животных или атрибутов. Лишь один орнаментальный мотив на го­ ловных уборах мужчин и женщин позволяет интерпретировать его как знак человека с распростертыми в стороны руками... На покрышках кол­ довских или шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются в орнаментах саамов России. Большинство знаков на бубнах, имеющих сходство с орнаментальными мотивами, имеют солярное значение. Диск, ромб, квадрат [ВЖ 1996, 49]. Саамы широко применяли расписывание кожи (замши) узорами. Наиболее старинные саамские росписи по коже датируются XVII-XVIII вв. (рисунки на кожаных шаманских бубнах скандинавских и финляндских лопарей, у кольских саамов расписные бубны не сохранились). В конце XIX - начале XX в. традиция расписывания бытовых изделий из кожи стала быстро ис­ чезать. О расписных узорах на коже в настоящее время можно судить только по единичным музейным экземплярам скатертей. В первые десяти­ летия XX в. они стали интенсивно выходить из употребления. Для узоров кольские женщины использовали ольховую кору. Экстракт для росписей изготовлялся следующим образом: кора разжёвывалась и в.качестве краски использовалась кроваво-красная слюна. Такая краска на коже была прак­ тически нестираемой. Рисунки выполнялись палочкой, гусиным пером или гвоздём. Предварительно острым предметом набрасывались контуры ри­ сунка, после чего при помощи упомянутых инструментов между ними втиралась краска. Возможно, и кольские саамы расписывали свои бытовые изделия аналогичным способом. На музейных экземплярах саамских «ска­ тертей» расписные орнаменты выполнены исключительно технично, что 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz