Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
кыръй - украшение [АА]. Саамские орнаменты на одежде, орудиях труда и утвари по их фор мам можно отнести к трём основным типам: 1) ромб и квадрат, 2) тре угольник, зигзаг, ломаная прямая линия, 3) круг, розетка, звезда, крест. Ис толковывая сущность саамского изобразительного искусства, нельзя огра ничиваться только сравнением его внешних сторон. Это будет механиче ским упрощением. Ключ к уяснению содержания орнаментов надо искать в идеологии, в мировоззрении саамов. На покрышках шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются и в орнаментах кольских саамов. Те знаки, которые расшиф рованы, позволяют судить о связи изобразительного искусства древних саамов с космогонией и верованиями их [ВЖ 1939, 50; 1996, 49]. Харак терной чертой саамского орнамента является всюду выраженный геомет рический стиль. Реалистическая его основа столь стилизована, что ни один из известных мне рисунков не позволяет приблизиться к понятию о пред метах, которые послужили основой для подражательной стилизации. Здесь мы не находим свойственных многим народам вариаций древесных расте ний. Животных или атрибутов. Лишь один орнаментальный мотив на го ловных уборах мужчин и женщин позволяет интерпретировать его как знак человека с распростертыми в стороны руками... На покрышках кол довских или шаманских бубнов скандинавских саамов нанесены основные начертания узоров, которые встречаются в орнаментах саамов России. Большинство знаков на бубнах, имеющих сходство с орнаментальными мотивами, имеют солярное значение. Диск, ромб, квадрат [ВЖ 1996, 49]. Саамы широко применяли расписывание кожи (замши) узорами. Наиболее старинные саамские росписи по коже датируются XVII-XVIII вв. (рисунки на кожаных шаманских бубнах скандинавских и финляндских лопарей, у кольских саамов расписные бубны не сохранились). В конце XIX - начале XX в. традиция расписывания бытовых изделий из кожи стала быстро ис чезать. О расписных узорах на коже в настоящее время можно судить только по единичным музейным экземплярам скатертей. В первые десяти летия XX в. они стали интенсивно выходить из употребления. Для узоров кольские женщины использовали ольховую кору. Экстракт для росписей изготовлялся следующим образом: кора разжёвывалась и в.качестве краски использовалась кроваво-красная слюна. Такая краска на коже была прак тически нестираемой. Рисунки выполнялись палочкой, гусиным пером или гвоздём. Предварительно острым предметом набрасывались контуры ри сунка, после чего при помощи упомянутых инструментов между ними втиралась краска. Возможно, и кольские саамы расписывали свои бытовые изделия аналогичным способом. На музейных экземплярах саамских «ска тертей» расписные орнаменты выполнены исключительно технично, что 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz