Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.

или овальной формы хранили шерсть, перья, одежду, ягоды. Чаши боль­ ших размеров с прямоугольным днищем и низкими бортами служили для хранения свежей рыбы, муки, соли, ягод и т.д. Небольшие сосуды с четы­ рёхугольным дном, устьем округлой формы, высокими бортами, часто с крышками и ручками служили для разных целей: сбора ягод, вычерпыва­ ния воды из лодки, хранения соли и овечьего молока, иногда применялись для варки, так как берестяной сосуд, наполненный водой, не горит на огне. В специальных коробочках хранили пуговицы, иглы, сухожильные жилы. Изделия часто снабжались берестяными или деревянными ручками, кото­ рые представляли собой обычные палки - одни с расщепленным концом, при помощи которого они прикреплялись к воронкообразным сосудам, служившим для зачерпывания и питья воды, а другие - палки-захваты пришивались сосновым корнем к продольным бортам сосуда [КСМ 2002, 55, 56]. Саамские берестяные изделия XIX в. иногда окрашивались в тём- но-красный цвет. У кольских саамов в целом не было сложных приёмов орнаментации берёсты, характерные для саамов способы декорирования были разработаны, очевидно, в давние времена [КСМ 2002, 57]. На крыш­ ках берестяных изделий наклеивались овальные куски берёсты разной ве­ личины [КСМ 2002, 58]. На кольских берестяных изделиях (коробах и ска­ тертях) есть оригинальные композиции из геометрических узоров, испол­ ненные контурной резьбой и аппликациями [КСМ 2002, 59]. чуИкь —ящик; мурр чуИкъ - деревянный ящик; [СРС, 402]. кйдт туйй - рукоделие [АА] (букв, ручная работа). Видовой состав искусства кольских саамов тот же, что и у зарубеж­ ных саамов. Однако полной идентичности с искусством финляндских и скандинавских групп всё же нет. Орнаментика зарубежных саамов отлича­ ется от кольских прежде всего редкостью бисерного шитья. В отличие от русских и финляндских, скандинавские саамы не знали и меховой мозаики. Эти различительные черты лишний раз подтверждают предположение, что последние два приёма орнаментации изделий у саамов Кольского полуост­ рова распространились в исторически недавнее время. У русских лопарей сохранились некоторые более архаичные, чем у западных саамов, приёмы орнаментации: аппликация кожей по коже, кожей по берёсте и др. [КСМ 2002, 73]. Искусство саамов имеет параллели и с более южными народами (общие элементы в традициях достаночного тканья, плетения и вязания, а также орудия, которые применялись при прядении и изготовлении узор­ ных изделий - прялки, бердечки и др.). На более южную среду обитания указывает использование шкурок лесных животных в шитье и декорирова­ нии одежды. Широкое применение саамами разнообразных резных изде­ 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz