Словарь лексики духовной культуры кольских саами / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост.: О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2013. - 222 с.
в ней содержатся ошибочные сведения. Анализ ошибок проведен в работе П.М. Зайкова50. В 1883 г. «Очерк грамматики русских лопарей» был опуб ликован в журнале «Nyelvtudomanyi ког1етепуек»/«Вестник языкознания». Основой очерка И. Халаса послужил кильдинский диалект. В работе этнографа Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890 г.)51 один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей» - посвящен во просам верований саамов. Книга Н.Н. Харузина для исследователя саам ского языка ценна тем, что содержит богатый лексический материал - са амские названия богов и духов, термины родства. Соответствия этим на званиям на кильдинском диалекте приведены в редакции А. Антоновой в книге Н. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в про шлом и настоящем»52. В первой четверти XX в. в Сонгельском погосте изучали язык, фольклор и материальную культуру саамов финские исследователи Т. Ит- конен и С. Паулахарью 3. В монографии Т. Итконена «Чередование ступе ней согласных в русско-саамских диалектах» (1916 г.) рассматриваются «типы чередований одиночных согласных с их долгими коррелятами, а также квантитативные чередования различных по качеству сочетаний со гласных»54, установлено наличие в кольско-саамских диалектах трех сту пеней чередования. Таким образом, до 1917 г. изучением восточносаамских диалектов на научной основе занимались в основном зарубежные ученые. После 1917 г. в силу политических и исторических причин такая ра бота была затруднена. Приходилось пользоваться материалом, накоплен ным до указанного периода. В монографии финского языковеда Э. Итконена «Восточносаамский вокализм с квалитативной точки зрения» (1939 г.) дается описание восточ носаамского вокализма, освещена его история с древневосточносаамского и по возможности с древнесаамского периода55. В 1946 г. Э. Итконеном опубликованы исследования по структуре и развитию восточносаамской квантитативной системы - «Структура и развитие восточносаамской кван 50Зайков П.М. Бабинский диалект саамского языка. С. 12-13 51 Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М.: Высо чайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ, 1890.472 с. 52 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. С. 241. 53Кошечкин Б.И. История изучения саамов Кольского полуострова. С. 63. 54Зайков П.М. Бабинский диалект саамского языка. С. 11. 55 Керт Г.М. Основные сходства и различия в саамских диалектах Кольского полуост рова // Труды Карельского филиала АН СССР. Прибалтийско-финское языкознание. I960,— Вып. XX III.-С . 112. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz